Редакция Disgusting Men в очередной раз пускается во все тяжкие и слушает все альбомы подряд, выбирая для вас самое лучшее. Или не лучшее, но о чем все равно нужно знать.
Electric Wizard – Time To Die
Английская группа Electric Wizard играет психоделический стоунер-дум такой плотности, что при прослушивании любого их альбома в радиусе километра все кресты автоматически переворачиваются, а комната наполняется густым дымом понятно какого происхождения. На протяжении последних 19 лет коллектив выпустил семь альбомов, два из которых сейчас считаются классикой жанра. Только вот после Witchcult Today 2007 года – самого доступного и динамичного альбома группы – Electric Wizard резко упали в качестве: очень мутный, расфокусированный Black Masses напоминал о том, что в дымке могут потеряться даже сами участники. Первый за последний 4 года полноформатник Time To Die должен был внести ясность в творческий путь группы – но, к сожалению, не получилось.
Time To Die в плане своего звучания и продакшена подвержен тем же недугам, что и Black Masses – намеренно низкокачественный lo-fi звук здесь теряет свою остроту и мощь, превращаясь в губедние и бубнеж, в котором с трудом различаешь голос и инструменты. У Electric Wizard всегда были очень шумные и грязные записи, но за ревом усилителей всегда чувствовались сила, фокус и напор – а Time To Die звучит словно полумертвый джем ужасно накуренных в глину музыкантов в рваных джинсовых куртках. Но это только половина проблемы – вторая касается непосредственно материала, который, откровенно говоря, звучит очень заурядно и скучно.Из семи полноценных треков (за вычетом двух коротких шумовых интерлюдий) отличными можно назвать лишь три (Incense For the Damned, сам Time to Die и SadioWitch), неплохим – один (Lucifer’s Slaves), а посредственными – все остальные. Для группы, у которой практически каждый трек был десятиминутной экскурсией по гостиной Сатаны, это очень слабо. Ну и заимствования из Black Sabbath выпирают слишком открыто и выльгарно.
Поймите правильно: стоунер-дум по своей природе зиждется на намеренной монотонности, монолитности и повторяемости, и в умелых руках эти не самые захватывающие характеристики рождают тот самый грув, за который этот жанр и любят. Поэтому группам нужно придумывать такие риффы, которые будут сворачивать горы, двигать земные плиты и взрывать планеты, а не колыхать кошачий наполнитель в лотке. И в этом плане новый диск Electric Wizard похож на маразматичного немощного старика, который зануден до ужаса и рассказывает одну и ту же историю пятый раз подряд. Жаль. [4]
At The Gates – At War With Reality
Шведская группа At the Gates за 14 лет своего существования успела два раза распасться, не без потерь собраться заново, и где-то по пути оказать огромное влияние на формирование жанра melodic death metal. Если при этих словах вы недовольно скривили лицо, то секундочку, у меня такая же реакция была. Ранние работы может и звучат очень специфично, но новый – и первый за почти двадцать лет! – альбом звучит гораздо милосерднее по отношению к своему слушателю. Забавно, но At the Gates часто напоминает о хардкор-группах современности, умело подминая под себя ди-бит, маткор, панк, дэт и мелодик – а чуть осевший голос Томаса Лидберга только усиливает сходство с Converge и Trap Them. В At War with Reality есть и совершенно чудовищный хардкор-залпы (Death And The Labyrinth, Eater Of Gods), и трэшовый угар (Upon Pillars Of Dust), и более мелодичные вещи (The Conspiracy Of The Blind, The Head of the Hydra) – все это подкрепляется очень плотным и насыщенным саундом, найденным с помощью известного шведского продюсера Фредрика Нордстрома (In Flames, Opeth).
После столь долгого перерыва At the Gates сильно осторожничают и предпочитает полагаться на проверенные ходы, по сути заготовив 13 вариаций нескольких центральных мотивов, которые, не сбавляя темп, и вываливают на слушателя – из-за этого некоторым может показаться, что альбом страдает от однообразия. Но для однообразия тут слишком много звуковых подуровней, подтекста и игры со словом. Лично меня больше смутили моменты, в которых проступает эта самая «melodic»-часть в названии жанра: стрекот гитарных запилов под неутихающий галоп барабанов моментально рисуют в голове картины летающих драконов, облаченных в доспехи качков, размалеванных корпспейнтом лиц и прочие образы, которых я стараюсь всячески избегать. Для фанатов группы выход этого альбома стал, наверное, настоящим событиям, а остальные получили хороший метал-диск. Не самый плохой сценарий. [7]
Meshuggah – The Ophidian Trek
Если вы ни разу не слышали музыку шведского квинтета Meshuggah, то представьте себе ритмически совершенный метал, который играют бездушные роботы со стальными руками (и нервами) и по какой-то запутанной формуле, которую вы никак не можете разгадать. Это, конечно, преувеличение, но когда Meshuggah впервые выпустила альбом в 1991 году, все металхеды впали в ступор, потому что такого раньше не было. Спустя несколько лет и два диска Meshuggah придумала джент, «робот-метал», невероятно комплексный жанр, который непременно игрался на очень низко настроенных инструментах. Но в музыке Meshuggah все равно очень много человеческого, эмоционального и живого, а новый лайв-альбом The Ophidian Trek это в каком-то смысле подтверждает.
Концертный альбом был выпущен по завершению одноименного мирового тура и включает в себя фильм и аудиозапись. Про первый мы сейчас умолчим (он хороший), а вот о втором можно поподробнее. Запись длится 90 минут и охватывает практически все альбомы группы (кроме двух первых), со значительным акцентом на Koloss 2012 года. Полтора часа Meshuggah – это ОЧЕНЬ много для любого человека, даже фаната. Никаких претензий к материалу нет: сами песни проверены временем и слушателями, их исполнение технически идеально и мало чем отличается от альбомного – это та самая Meshuggah в лучшем виде. Но есть сильные подозрения, что по достоинству оценить музыку группы можно только посетив ее концерт. Такого шанса мне пока не выпало, но коллеги поудачливее восторженно рассказывают о мощи, груве, больной шее и временной глухоте. Всех этих прекрасных для рок-концерта состояний The Ophidian Trek передать не может: помимо очевидных причин (это запись), здесь практически полностью отсутствует аудитория, за исключеним редких вскриков между песнями, пространство и масштаб в миксе чувствуются не очень отчетливо, а группа как назло играет идеально, не допуская практически никаких отступлений и импровизаций. Даже звук инструментов, единожды настроенный перед началом концерта, остается неизменным до самого конца (у студийных записей звук и тон инструментов меняется постоянно).
Зачастую лайв-альбомы выпускают для того, чтобы показать, как энергично, живо и мощно группа выступает вживьем. Но для Meshuggah, чьи студийные записи уже звучат максимально эффектно и ярко, эта схема не очень работает. Поэтому остается либо смотреть фильм, или ехать на концерт. [6]
Marmozets – The Weird And Wonderful Marmozets
Английская группа Marmozets сумела стать более-менее известной в пределах Европы еще на том этапе, когда средний возраст ее участников не превышал 18 лет. При этом они успели прокатиться по крупнейшим фестивалям вроде Download, Leeds и Glastonbury, имея в загашнике всего-то парочку EP и с десяток коротких песен. Спустя семь лет после основания, пятерка очень взбалмошных и энергичных английских подростков – с девушкой на вокале – наконец-то выпускают первый полноформатный диск. Шаг жизненно необходимый для того, чтобы группу начали воспринимать всерьез.
Дело то ли в возрасте, то ли в необузданной музыкальной ненасытности участников, но The Weird… просто напичкан – грубо, скоро, с максимальной отдачей и энергией – самыми разнообразными идеями из самых разных жанров. Для них в порядке вещей в одной песне начать с перегруженного нойз-рок риффа, вырастающего в пост-хардкорное рубилово, на припеве переключиться за заводной диско-панк, после чего ринуться в лирический омут, а закончить все истошным скримом. И так 12 раз. Прослушивание альбома сравнимо с общением с очень трудным подростком, страдающим от резких перепадов настроения: сейчас ему хочется крушить и ломать, а через секунду запереться в комнате и поплакать. Marmozets впитывают, переваривают и выплевывают идеи, мелодии, риффы с пугающей скоростью, но до ума доводят не все. Иногда под руку попадаются довольно пошлые и заезженные панк-мотивы, пропущенные через мясорубку дисторшена; зачастую очень наивные стихи не вяжутся с музыкальным рядом, резким и точным; и почти всегда присутствует какой-то помпезный надрыв, который, опять же, можно списать на возраст, энергию и внезапную популярность. В итоге более-менее идеальных треков здесь немного (мне удалось насчитать четыре), но прекрасных моментов, разбросанных по всему диску, намного больше. Тут дело банально в опыте, который обычно пытается обуздать излишнюю экстравагантность – и которого пока у Marmozets не очень много. Но если есть талант, то будет и опыт. Один из главных талантов группы – это вокалистка Бекка Макинтаер, девушка с впечатляющим вокальным диапозоном, которая с одинаковым успехом может как и очень агрессивно кричать, так и нежно петь поверх инструментального хаоса. Иногда она почему-то очень напоминает рок-диву Melissa Auf Der Maur, а в треках вроде Cover Up, Weird and Wonderful и Move Shake Hide выкладывается по полной. Если бы не она, слушать Marmozets было бы далеко не так интересно.
В общем, ни разу не спасители британского рока, но следить за дальнейшими работами нужно. [7]