Редакция Disgusting Men в очередной раз пускается во все тяжкие и слушает все альбомы подряд, выбирая для вас самое лучшее. Или не лучшее, но о чем все равно нужно знать.
Soen — Tellurian
Когда австралийская группа Soen выпустила в 2012-м году свой первый альбом Cognitive, все подумали, что это кавер-группа Tool. О культовом прог-метал коллективе напоминало слишком многое: протяжный вокал, звучание инструментов, риффы и манера игры — только звучало это как сорокаминутная ремикс-версия песни Schism. Сначала это, наверное, льстит — не каждый день кого-то сравнивают с Tool — но после двадцатой статьи с одним и тем же посылом Soen заподозрили неладное. Tellurian — это попытка отмахнуться от моментально нанесенного клейма и придумать что-то новое, при этом не сильно отдаляясь от первоначальных ориентиров.
Откровенно говоря, о группе вряд ли бы кто-то узнал, если бы в ее основателях не числились бывший барабанщик Opeth Мартин Лопез и резвый басист Testament Стив ДиДжорджио. Второй покинул состав в этом году, поэтому все держится на Лопезе. И это не только с точки зрения имиджа — его барабанная игра является самым интересным элементом музыки Soen, постоянными переходам и сбивками превращая более-менее заурядную песню во что-то небезынтересное. Tellurian в целом слушается гораздо изобретательней Cognitive: это все еще похоже на Tool, которые открыли для себя современный андерграундный метал, но вольные отступления группы от формулы встречаются все чаще, и звучат они заметно лучше, хоть и все равно вторично. Эта тенденция, к сожалению, не распространяется на вокалиста Джоэля Экелёфа (или как там его фамилия пишется), который все еще звучит как подражатель Мейнарда и откровенно портит практически все песни своим усталым и скучным исполнением. В общем, с какой стороны ни посмотри — вроде и неплохо, и с выдумкой какой-то, но постоянно всплывают разные моменты, которые портят всю картину. Думаю, к третьему альбому что-то должно измениться. [6]
Ty Segall — $ingle$ 2
Слушать подборку синглов или би-сайдов – дело обычно неблагодарное и сугубо фанатское. В наши дни если что-то не попало в альбом, то на это есть веские причины, особенно если даже в альбоме встречаются проходные треки. С 27-летним евангелистом гаражного рока Таем Сигаллом история совершенно другая: парень обладает чудовищной продуктивностью, кучей сайд-проектов и невероятным талантом, и его коллекцию синглов слушать нужно. Первая такая подборка 2011 года охватывала период стремительного взлета артиста с 2007 по 2010 – двадцать пять ураганным музыкальных зарисовок и творческих порывов, которые даже не законченные песни, а яркие идеи необузданного гения. Недавняя же предлагает послушать не вошедшие в многочисленные альбомы треки 2011-2014 гг.
Этот период примечателен не стеной фузза, истошными воплями и стопроцентной гаражной эстетикой, а переходом к образу композитора, т.н. singer-songwriter, кульминацией которого стал концептуальный диск Manipulator этого года. Тай исследует фолк, погружается в психоделию конца 60-х, переосмысливает Боуи и Byrds – иными словами, взрослеет. И $ingle$ 2, благодаря хронологической расстановке песен, эту трансформацию передает идеально. Первые треки шумные и грязные (период Melted), затем шум затихает и появляются расслабляющие вокальные номера (период Goodbye Bread), потом едкая психоделия (период Twins) вперемешку с панк-вакханалией (период Slaughterhouse) и фолком (период Sleeper). Сборник получился настолько разнообразным и цельным, что его вполне можно считать полноценным альбомом. В отличие от тяжеловесного Manipulator, здесь жанры, настроения и методы записи меняются со сверхзвуковой скоростью. Самое удивительное, что ни один из треков нельзя посчитать проходным или, как на первой коллекции синглов, незаконченным – все по высшему разряду. Еще одно доказательство того, что Ty Segall – один из главных самородков современной музыкальной индустрии. [8]
Foo Fighters — Sonic Highways
Понять грандиозность очередной затеи Дэйва Грола и его группы Foo Fighters русскому слушателю непросто. Точнее, понять-то легко, а вот в полной мере оценить — уже нет. Sonic Highway — это одновременно и восьмой альбом одной из самых популярных арена-рок групп современности, и амбициозный телепроект на HBO, посвященный записи этого самого альбома. Интрига тут заключается в том, что каждая песня альбома сочинялась и записывалась в разных городах Америки, каждый из которых в силу своих исторических и географических особенностей в разное время внес значимый вклад в развитие рок-музыки. Таким образом Грол хотел составить эдакую карту современной рок-Америки, пропустив музыкальную традицию каждой локации через себя, свою группу и тонны гитарных усилителей (а также через продюсеров HBO, руководство мейджор-лейбла RCA и всех возможных радиостанций). В общем, представьте, что группа Сплин отправилась по всей России и записала все песни на фоне пейзажей Якутска, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Калининграда — а в итоге все равно вышел тот же самый сраный Сплин. Вот примерно то же самое и с Foo Fighters.
Какие бы амбициозные цели ни ставил перед собой Дэйв Грол— дуалистичный двойной In Your Honor, комплексный Echoes, Silence, Patience & Grace, гаражный Wasting Light — на выходе всегда получался «очередной альбом Foo Fighters». Отличить один диск от другого практически невозможно, и в зависимости от ваших предпочтений, они все могут быть как одинаково скучными, так и одинаково интересными. Sonic Highway в эту парадигму вписывается идеально: оригинальные и разнообразные идеи кидаются в общее варево, а конечным результатом всегда является традиционный набор из арена-рок боевиков, лиричных баллад с мощным припевом и воодушевляющих исповедей. Опять же, сказать, что это плохо, нельзя – репертуар качественный, динамика прет, звучит очень дорого. Но вся концепция обнажила огромную проблему Грола и Foo Fighters – они совершенно не могут меняться. Для фанатов это отличные новости, а вот для остальных – не уверен. Конечно, попытки как-то поэкспериментировать дали некоторые приятные плоды: Something From Nothing неординарна по структуре и радует очень грувовым переходом в середине, What Did I Do?/God As My Witness успешно совмещает как бы две песни в одной, Subterranean привносит толику психоделии в лирику – в остальном все то же самое. При этом непонятно, зачем Гролу понадобились старые звезды из Cheap Trick, Scream, Death Cab for Cutie и т.д., все равно их стиль и манеру практически не слышно, а когда слышно, то лучше бы не надо – забитое соло Джо Уолша из Eagles как пример. Западные рецензенты также критикуют очень поверхностные и второстепенные тексты, но я в эту область лезть не буду – им виднее. В общем, реализация очень амбициозного концепта никакая, но хоть сериал получился интересным. [4]
Melvins – Hold It In
Если вы увлекаетесь музыкой, то о Melvins как минимум должны были слышать. Это мастодонты андерграунда, одни из изобретателей сладжа и друзья Курта Кобейна. За более чем тридцать лет существования группа выпустила бессчетное количество дисков и уже давно заработала себе и славу, и имидж, и статус – и последние десять лет парни развлекаются. Меняют составы, концепты, жанры, идеи, но при этом всегда умудряются оставаться теми самыми Melvins. Недавний диск Hold It In – тоже из разряда экспериментов: здесь старожилы Базз Осборн и Дэйл Кровер объединились с панк-друзьями из Butthole Surfers (тоже в каком-то смысле легендарная группа), гитаристом Полом Лири и бисистом Джей Ди Пинкусом, и записали эдакий мэшап совместных идей. В теории. На практике грань между тем, кто сочинил ту или иную композицию, настолько очевидна и бросается в глаза, что ей можно кого-нибудь порезать. Первые отличились веселыми поп-панк песенками с придурью и чернухой, вторые рубят грязнючий метал. Я вообще думал, что в Hold It In творческие умы двух коллективов соединяться, чтобы записать что-то эклектичное и новое – но нет, вот тебе песни двух групп в неполном составе на одном альбоме. В итоге участники Butthole Surfers придумали как бы новые треки Butthole Surfers, а Melvins – новые треки Melvins; по сути, такой split-альбом. Я не фанат «серферов», поэтому их песни пропускал, а Melvins – ну, они не стали особо мудрить и сочинили материал в духе Tres Cabrones или там Nude With Boots, со всеми достоинствами (Bride of Crankenstein, Sesame Street Meat, Onions Make the Milk Taste Bad) и недостатками (The Bunk Up, House of Gasoline).
Mevins по своей сути не знают никаких рамок и границ, поэтому ожидать, что каждый новый альбом такого сумасбродного коллектива обязательно понравится, глупо. Но последние восемь лет оставляют ощущение какого-то непрекращающегося балагана. Уже, честно говоря, хочется, чтобы Базз слегка успокоился и придумал просто еще один очень крутой альбом Melvins – не сплит, не оперу с контрабасами вместо басов, не альбом каверов или камбэк в 80-е с оригинальным барабанщиком, а полноценное развитие идей a Senile Animal или классического Houdini. Пора уже. [5]