Редакция Disgusting Men в очередной раз пускается во все тяжкие и слушает все альбомы подряд, выбирая для вас самое лучшее. Или не лучшее, но о чем все равно нужно знать. В этом выпуске: возвращение Бьорк и Мэрлина Мэнсона, пост-рок из Риги и лучший рок-альбом года so far.

callisto-secret-youth-cdCallisto – Secret Youth

Купить в iTunes

Финская пост-метал группа, названная в честь одного из персонажей древнегреческой мифологии – одни из представителей тех нишевых групп локальной европейской сцены, которые довольно редко находят популярность за пределами своих родных стран. Сначала они играли довольно заурядный пост-метал со злобным гроулом, но на альбоме Providence решили резко сменить курс, перестать кричать и окутать себя дымкой загадочных финских лесов. Дым на Providence видно что искусственный, но не без изысков – зловещие переливы гитар и общая неторопливость изложения, бывает, действительно захватывали. Спустя почти шесть лет затишья Callisto внезапно выпускают новый альбом – и он, к моему удивлению, оказывается просто замечательным.

Многое из своего стилистического инвентаря группа предпочла выкинуть, взяв на замену гораздо более изобретательные приемы. Грубо говоря, «новые» Callisto от старых отличаются всем, кроме вокала: звучание разрослось вглубь и вширь, инструменты извиваются под напором многочисленных эффектов, подталкивемый мощными барабанами грув нарастает как снежный ком – даже айдентика и стиль не имеет ничего общего с предыдущими работами. На Secret Youth притаились довольно долгие (по шесть-семь минут), но невероятно атмосферные композиции, в целом довольно неторопливые, но крайне динамичные и незаурядные. Песни теперь не плавно нарастают от низжей точки до кульминации (хотя есть и такие), а зачастую начинаются прямо с пика – и продолжают карабкаться вверх. Если вам так проще, то сравнить это можно с музыкой Isis или Cult of Luna. В то же самое время здесь нет никакого «рубилова» или перегруженных до скрежета гитар, наоборот, группа давит многослойностью звучания, плотной ритм-секцией и протяжным, слегка отрешенным пением. Callisto действительно сильно поумнели, и в тех местах, где раньше они предпочли бы сделать громче и тяжелее, теперь играют точнее и мелодичнее.

При всем при этом, Secret Youth альбом скорее монохромный по своей музыкальной палитре. Это почти часовое приключение по примерно одним и тем же локациям, иногда страшно угрюмым, а местами и поразительно красивым. Тут, как говорится, нужно поймать правильное настроение, и тогда вам откроется один из главных музыкальных сюрпризов 2015-го года. А унылая и затяжная русская зима этому только поспособствует. [9]

Manson-Pale-EmperorMarilyn Manson – The Pale Emperor

Купить в iTunes

Хорошие новости: девятый по счету студийный альбом Мэрлина Мэнсона – лучшее, что он выпускал со времен Golden Age of Grotesque. Плохий новости: этого все еще недостаточно. Переживая мучительные творческие метаморфозы из «бога траха» в готичного страдальца, Мэнсон пытался найти свой новый звук, имидж и самого себя. Три предыдущие работы наглядно демонстрировали талантливого, в общем-то, человека в состоянии творческого кризиса, и вряд ли такое амплуа было по нраву человеку, привыкшему владеть умами миллионом людей по всему миру. Но то было десять, а то и все двадцать лет назад, изменилась и индустрия, и публика, и шок-року в современном ландшафте места не нашлось. К 2015-му году Мэнсон это, кажется, наконец понял, плюнул на все и заиграл – вы не поверите – блюз.

The Pale Emperor – очень неровный альбом. Хорошие песни здесь чередуются с вялым нытьем (серьезно, почти до самого конца хорошие-плохие треки идут через один), неловкие всхлипы горечи сменяются агрессивными выпадами, и так далее. Периодически музыкант не отказывает себе в удовольствии вспомнить конец 90-х и заряжает индастриал, причем довольно успешно (Deep Six или Slave Only Dreams To Be King). Но намного интереснее именно те моменты, где слушателю предстает «новый» Мэнсон, без масок, легенды и бутафорских нарядов – кульминацией этого является песня The Mephistopheles Of Los Angeles, с развязными гитарами, «раскачкой» в духе The Beautiful People и текстом о Лазаре и Мефистофеле (опять же, по блюзовому канону). Правда, после таких номеров обычно следует какая-нибудь дребедень вроде Warship My Wreck или Third Day Of A Seven Day Binge, что сильно портит общее впечатление.

Интересный факт – The Pale Emperor является первым за долгое время альбомом, где сочинять музыку Мэнсону не помогал басист Твигги Рамирез (Nine Inch Nails, a Perfect Circle). Вместо него он сдружился с кинокомпозитором Тайлером Бейтсом (300, Kiiler Joe, Guradians of the Galaxy), который и предложил Мэнсону ступить на территорию блюза. Более того, в кредитсах именно Бейтс значится автором всей музыки на The Pale Emperor. Коллаборация в высшей степени странная, и не всегда удачная, но как минимум одно очевидное достоинство здесь есть: Мэрлин Мэнсон, кажется, наконец-то приходит в форму, хоть и в совсем другом образе. [5]

Bjork-Vulnicura1Bjork – Vulnicura

Купить в iTunes

Можно не любить музыку Бьорк, но не уважать ее невозможно. Исландский самородок уже несколько десятилетий рушит рамки поп-музыки и экспериментирует с формой, содержанием и методом изложения музыки. В последнее время критики (вместе с частью публики), впрочем, слегка подустали от экзистенциальных экспериментов певицы и начали обвинять ее в авангардизме и «искусстве ради искусства». Высшей точкей недопонимания стал мультимедиа-проект Biophilia 2011 года – музыкальный конструктор из звуков, игровых приложений для смартфонов и смыслов. После четырехлетнего перерыва Бьорк возвращается с новой работой Vulnicura, который оказалась прямой противоположностью последних изысканий певицы, по крайней мере по содержанию и идее. Это самый приземленный и личный альбом Bjork чуть ли не с прорывного Post 1995-го года. Но с одной, очень большой оговоркой.

Только ленивый не провел параллель между содержанием и бэкграундом альбома и его обложкой: Vulnicura является своеобразной рефлексией по поводу расставания Бьорк со своим возлюбленным, художником-дизайнером Мэттью Барни – именно поэтому певица изображена на кавере с зияющей дырой в груди, уязвимой, с вырванным сердцем. На протяжении часа не очень радостные эмоции и переживания – обида, страх, горечь, разбитые надежды, ненависть – трансформируются, переплетаются причудливым образом, соединяются и разъединяются – все это обильно сбавлено странными метафорами и неочевидными сравнениями под аккомпанемент абстрактных электронных импульсов (за которые, кстати, отчасти отвечал известный персонаж The Haxan Cloak) и ОЧЕНЬ печальных скрипок и прочих смычковых. Ощущения, скажем так, на любителя – все равно что выслушивать трагичную историю любви ранимой студентки факультета синематографии. Но Бьорк, к счастью, не наивная студентка, и достучаться до сердца даже глухого циника в состоянии. Другое дело, что такие люди будут обходить Vulnicura за три версты. Отпугивать может увлечение певицей музыкальным авангардом – более-менее привычных песен практически нет, здесь скорее звуковое сопровождение из мелодических элементов. По другому Бьорк делать музыку не хочет, да и, скорее всего, не может. Тем не менее, стоит отдать должное эмоциональной силе и глубине альбома, это действительно важный и нужный альбом для любого успешного артиста. Но практика показывает, что в конечном счете такие записи больше нужны тем, кто их создает, а не тем, кто их слушает. [6]

a2745392422_10TESA — G H O S T

Группа TESA родом из Риги, Латвия, и играет инструментальный пост-рок/метал. Звучит не очень интересно, согласен. На группу я наткнулся совершенно случайно на FunkySouls, скачал их Heartbeatsfromthesky 2008 года и был приятно удивлен, хотя более точным определением было бы слово «раздавлен» — очень уж тяжеловесным была музыка. И я не про низкий строй инструментов или количество перегруза — TESA пишет очень грузные, давящие, эпичные по настроению песни. Новый альбом G H O S T выполнен в похожем ключе, только песни теперь длиннее, как на предыдущем IV 2012 года. Это десятиминутные предвестники конца света, постоянно нарастающая волна эмоций и звуков, которая после пары минут нагнетания со всей мощью обрушивается на слушателя. Такая музыка должна играть в кульминационные моменты каких-нибудь фантастических боевиков, с учетом, что кульминация длится целых 10 минут. Но ощущение постоянного напряжения и взвода в какой-то момент утомляет, отчасти из-за более-менее одинакового набора приемов TESA: есть основной мотив, гнетущий build-up на несколько минут, взрыв, далее затухание, эмбиент — и по новой. Отсутствие настоящего разнообразия — единственный по-настоящему заметный недостаток GHOSTS. [7]