За прошедшие пару месяцев вышло столько интересных альбомов, что редакция Disgusting Men до сих пор пытается выбраться из-под их завала. Да, вам очень важно знать наше мнение.
Wovenhand — Refractory Obdurate
Когда Дэвид Юджин Эдвардс, лидер и основатель альт-фолк/кантри группы Wovenhand, заявил, что его следующий диск выйдет на злом хардкор-лейбле Deathwish Inc, многие юмора не оценили. Что, горделивый фолк-певец заиграет двухаккордный панк? Все оказалось намного логичнее и удачнее. Refractory Obdurate — самый тяжелый альбом за более чем десятилетнюю карьеру Эдвардса; он не кричит, но освоил электричество, не долбит аккорды, но накапливает мощь. Неуклюжий, угрюмый и величавый фолк, подпираемый уникальной полуразговорной манерой пения Эдвардса, здесь все еще за главного, но электрический заряд придает знакомым мотивам Wovenhand какую-то новую грань. Он выпячивает те раны и заостряет те углы, которые ранее могли остаться незамеченными. Но нельзя сказать, что это альбом-крайность — здесь нет ничего лишнего; Эдвардс умело держит в руках и себя, и оказавшуюся в его руках энергию. Это, наверное, самый логичный шаг в развитии группы, поскольку теперь перед ними открылись новые горизонты. [8]
The Black Keys — Turn Blue
Новый диск «главных спасителей современного блюза» The Black Keys стартует очень хорошо. Семиминутная Weight of Love удивительно разнообразна и проникновенна, иногда даже напоминает Pink Floyd в лучшие годы. In Time цепляет своей бас-линией и новой вкрадчивой манерой пения Дэна Ауэрбаха. Синглы Turn Blue и Fever были заезжены еще до выхода пластинки, хотя, в общем, ничем особенным не отличаются. Наконец, Year in Review, насаженную на сэмпл из какого-то старого итальянского фильма, можно назвать квинтэссенцией красивой весенней грусти, опять же подчеркиваемой приторным вокалом. Но после пятой песни альбом резко превращается в говно — вымученное, пустое, скучное и до зевоты заурядное. Bullet in the Brain — чуть ли не худшая песня, записанная группой; It’s Up to You Now звучит как пародия на самих себя; In Our Prime раздражает своей наигранной романтикой и клавишными аранжировками. Альбом звучит слишком стерильно, и кто в этом виноват — Дэнджер Маус, уже запоровший Broken Bells своей беззубой манерой продюсирования, или сама группа, которая резко разучилась писать песни и играть в живую — непонятно. The Black Keys с каким-то нелепым страдальческим надрывом косит под ретро, что особенно забавно слышать от людей, которые искренне перепевали песни столетнего блюзмена. В Turn Blue действительно больше воспоминаний о музыке прошлого, чем самой музыки. Пока что главное разочарование года. [4]
Young Widows — Easy Pain
Американское трио Young Widows, судя по всему, не любит спешки. Свой четвертый по счету альбом Easy Pain группа сочиняла и записывала чуть больше трех лет (для опытной группы срок немаленький), а сами песни по своему темпу находятся где-то между отметками «медленно» и «уже чуть быстрее, но все равно медленно». Но это не сонная нерасторопность, а скорее величественная поступь: Young Widows играют не очень много нот, но каждую высекают c пугающей самоуверенностью. Арсенал приемов и звуков у них, может, и не самый разнообразный, но, обходясь скудным набором, Young Widows доводят свою формулу до совершенства. Агрессия Old Wounds и декадентская меланхолия In and Out of Youth and Lightness, помноженные на новый, очень объемный и обволакивающий звук дают потрясающий результат. Easy Pain слушаешь так, будто сам находишься в клубе на выступлении: феноменальная работа с эхом и самыми различными ревебрациями, объемом, пространством и глубиной звучания. Правда, упор в перфекционизм группы в определенных — и довольно узких — областях оттолкнет тех, кому сама концепция кажется скучной и не динамичной. Для остальных это хороший и необычный альбом. [7]
Killer Be Killed — Killer Be Killed
Вы бывали в закусочной Subway? Мне всегда казалось, что люди, которые на вопросы «Вам какие овощи?» и «Какие соусы?» отвечают стойким «Все!», остаются в конце разочарованными получившимся бутербродом. Какая-то мешанина вкусов. Но перспектива получить все, что тебе нравится, прямо сейчас и в одной упаковке, заманчива. Изящно развернув эту крайне остроумную аналогию в сторону музыки, можно сравнить вот такой бутерброд «все включено, и горчица капает» с супегруппами. Казалось бы, ну что плохого в том, что Макс Кавалера из Soufly, Грег Пуциато из The Dillinger Escape Plan, Трой Сандерс из Mastodon и барабанщик The Mars Volta, которого никто не помнит, соберутся вместе и запишут альбом? Да вроде ничего — только по-отдельности все же лучше (кроме, разве что, Soulfly).
Killer Be Killed — очень заурядный альбом современного метала, где в единую мясорубку закинули три голоса, парочку стилей (металкор, хардкор, грув-метал и классический хэви) и дерьмовую обложку. Все громко стучит и сопит, трэшовые риффы рвутся из колонок, но все это мы, в общем-то, уже слышали не раз. Справедливости ради, четверка рокеров вместе звучит довольно гармонично, никто не перетягивает одеяло и не гнет свою линию. Вот и получается, что никто особо не выпендривается — то ли из скромности, то ли из солидарности. Но Killer Be Killed нужно воспринимать как дружеский акт, приятный бонус-трек к родным группам музыкантов и доступный метал-альбом урожайного летнего периода. Проще говоря, снизить ожидания. Супергруппы, за редким исключением — это все же не сумма всех слагаемых, а дележка целого на части. [5]
Mastodon — Once More ‘Round The Sun
У группы Mastodon все хорошо. Это видно по ироничным текстам начиная с альбома The Hunter, по дурашливым промо-фотографиям и веселым инстраграмам участников, по сумасбродным видеоклипам и шутливым интервью. Mastodon наконец-то успешны и популярны. И их новый альбом Once More ‘Round The Sun — это логичное отражение их нынешнего состояния и даже чуть больше.
С момента основания вплоть до 2009 года и монументально-гениального диска Crack the Skye группа всегда шла по нарастающей в плане концепции лирики, виртуозности игры, комплексности композиций. Музыкальное переосмысление классического романа «Моби Дик», мифологическое путешествие на вершину кровавой горы, метафизическое путешествие во времени и пространстве с небольшим визитом прямо в царскую Русь — вот примерно о таких вещах пели и играли Mastodon. Каждый раз они пытались переплюнуть себя и выдать еще более сложный, серьезный и колоссальный альбом (и потом сыграть его в живую целиком). Хотя часто казалось, что куда уж больше. А потом в 2011 году выходит The Hunter — непритязательный набор простых, хоть и хороших песен. Десятиминутные эпосы и грандиозные концепции исчезли так быстро, что будто бы над их выращиванием группа и не занималась почти десять лет. Кого-то такой подход оскорбил до глубины души, зато новички стали активно подтягиваться и кричать на концертах не «Blood & Thunder», а «Dry Bone Valley». Но проблема The Hunter была не только в его вызывающем контрасте, но и в банальном качестве материала. Иногда песни звучали недоразвитыми заготовками былых грандиозных замыслов, что для перфекционистов Mastodon дело вообще неслыханное. Так вот, у Once More ‘Round The Sun таких проблем нет. Это осознанный, уверенный и очень мощный шаг в сторону более доступного, но ничуть не менее цепляющего хэви-метала. Который, как некоторые могли убедиться на недавнем фестивале Park Live, идеально подходит для концертных выступлений.
Когда человек (тем более фанат) впервые включает диск, его ждет разочарование. Открывающие треки у Mastodon всегда походили на процесс яростного избиения лежачего ногами, а Tread Lightly, будучи неплохой песней где-нибудь в середине альбома, слушается как самый слабый открывающий номер группы за всю историю ее существования. Зато потом! Почти танцевальный хит The Motherload с убойным припевом в исполнении барабанщиша Брэнна Дейлора (он вообще теперь много поет, примерно половину всех партий), зубодробительнный чоппер-метал High Road, раздолбайский титульный трек, психоделически-масштабный Asleep in the Deep. Вторая половина диска нехило раскачивает совершенно убийственной Aunt Lisa с хором похабных чирлидерш и грувовым Haloween. А под финал — «старый», эпичный и невероятно тяжелый Mastodon с постоянным гостем Скотом Келли из Neurosis, почти пост-метал и достойный преемник трекам вроде Aqua Dementia (вторая половина) и Crack the Skye. Слегка невнятными и сумбурными остаются разве что Feast Your Eyes и Ember City. В итоге все пятьдесят пять минут ты трясешь головой, стучишь по коленкам и играешь на невидимой гитаре буквально после пары прослушиваний — а раньше для этого тебе нужно было штудировать записи десяток-другой раз, чтобы хотя бы уловить логику развития композиции.
Не буду увиливать: Mastodon действительно несколько потеряли в стати, многогранности и «элитарности». Изощренные риффы уже не так часто сменяют друг друга, испытывая память и слух на стойкость. Отчасти это расстраивает — есть стойкое ощущение, что на прог-территории Mastodon может сказать еще очень многое. Но нынешний вектор развития — с новым имиджем, звучанием и материалом — уносит их из местечковой метал-тусовки прямо в хэдлайнеры крупнейших фестивалей и к новой миллионной аудитории. Участники Mastodon достаточно талантливы, чтобы на этом пути не рассыпаться на части (см. The Black Keys как обратный пример), поэтому плохой новостью это назвать ну никак нельзя. Если уж и говорить о коллективах, которые заслужили всемирную известность и место в истории поп-культуры, то у Mastodon это право теперь точно есть. [8]