Green Day одна из самых влиятельных групп в истории панка и рок-музыки. Они, вместе с Rancid и The Offspring, сделали поп-панк настолько успешным жанром, что приставка «поп» в нем заиграла новыми смыслами. Пройдя через эпоху творческих метаний и внутренних разногласий, группа снова встряхнула панк-сцену в 2004 году с политически-протестным альбомом American Idiot. Спустя шесть лет по мотивам диска было поставлено бродвейское шоу. Мало какая банда может похвастаться тем, что стала символом сразу двух эпох.
Но сегодня мы поговорим о том, какими Green Day были 30 лет назад, когда вышел дебютный альбом группы — 39/Smooth.
Основатель и вокалист Green Day Билли Джо Армстронг записал первый сингл, когда ему было пять лет.
Билли Джо был шестым ребенком в семье обычных работяг. Он родился в калифорнийском Окленде, но вырос в крошечном городке Родео. Его отец — в прошлом джазовый барабанщик, но теперь водитель грузовика, мать — официантка в придорожном кафе. Впрочем, Билли Джо с самых ранних лет тянуло к музыке и родители это видели. Однажды мать отвела Билли в музыкальный магазин, где проводилось прослушивание детей для набора в группу по обучению фортепиано и пению. Владелец магазина Джеймс Фиатароне разглядел в маленьком Билли большой талант. Он предложил его родителям скидку на обучение, если мальчик запишет песню, написанную Джеймсом.
Идея была отличная. В 1977 году диск с синглом Look for Love вышел на Fiat Records тиражом в 800 копий. Кроме самой песни на пластинке был би-сайд — интервью с маленьким Билли Джо. Вот что тогда сказала об Армстронге жена Джеймса:
У меня были и трехлетние вокалисты. Но ни у одного из них не было такой харизмы и любви как у Билли. Для меня он как ангел ренессанса, как херувим на картине Микеланджело.
У басиста Green Day Майка Дёрнта было не самое простое детство.
Жизнь урожденного Майкла Райана Притчарда началась жестко. Его родная мать была наркоманкой и отказалась от ребенка — так Майк попал в приемную семью. Но через пару лет семья распалась. Майк сначала жил с приемным отцом, а потом переехал к приемной матери в Родео. Впрочем в дальнейшем серьезных семейных проблем у Майка не было. Даже с новым отчимом, которого со временем привела его приемная мать, он поладил.
Зато именно благодаря этому переезду в школе он подружился с Билли Джо. Встреча была судьбоносная, ведь Майк до сих пор продолжает играть в Green Day — с самого основания группы. Правда, изначально он был вторым гитаристом, но позже все-таки взялся за бас. Из-за бас-гитары он, к слову, и получил от приятелей прозвище «Дёрнт». Похожие звуки издавала его басуха, когда он ее настраивал.
На звук ранних Green Day сильно повлиял фильм «Школа рок-н-ролла» с музыкантами Ramones и группа The Replacements.
Изначально вкусы Билли Джо и Майка не то что не упирались в панк — они его вообще не касались. Парни угорали по Van Halen, Judas Priest и Iron Maiden. А от старшего брата у Билли Джо были пластинки The Beatles, The Kinks, The Who и других рок-героев 60-х. Все это они с Майком слушали. Эти двое вообще проводили много времени вместе и постоянно тусовались у Армстронга дома. Так они в итоге и решили собрать группу, назвав ее Sweet Children — было это в 1987 году. Обоим тогда было по пятнадцать лет.
В первые годы старшей школы у парней случилось два важных музыкальных откровения. Во-первых, они посмотрели комедию «Школа рок-н-ролла» и через нее познакомились с творчеством Ramones. Так они узнали, что можно быть буйными и шумными, при этом не теряя попсовой мелодичности.
Вторым потрясением стал альбом Sorry Ma, Forgot To Take Out The Trash миннесотской группы The Replacements. Банда в то время была довольно популярна, особенно среди девушек. Даже Билли Джо узнал о них от старшей сестры. В музыке группы было замешано много всего: и хардкор-панк, и рокабилли, и пауэр-поп — позже их все равно начали причислять просто к «колледж-року». Банда пела о непримечательной жизни в пригороде. О подростках, которые покупают просроченную дурь, влюбляются в простых девчонок и слоняются весь день без дела. О рутинной работе и неудачах по жизни. И все это задорно, бодро и с иронией. Сейчас это звучит как типичный поп-панк в духе Green Day, записанный за десять лет до дебюта Green Day.
Первые записи Green Day и дебютный альбом были сделаны не в классическом составе.
Неразлучная троица Армстронг-Дёрнт-Кул — это классика рока, но во времена первого альбома ее еще не существовало. Первые три года в группе барабанил Эл Собрант — урожденный Джон Киффмейер. Тре Кул в банду затесался позже. Собрант был на четыре года старше Билли и Майка и стал для них кем-то вроде музыкального ментора. К тому же у него уже был музыкальный опыт. С 1986 по 1988 год он играл в группе Isocracy, довольно популярной в Калифорнии.
Во многом именно благодаря Собранту Sweet Children смогли привлечь первых фанатов. Он же помог организовать первый тур по Штатам в поддержку дебютника, но до него мы еще дойдем. Из группы Собрант ушел в конце 1990 года. Не было никакого скандала — он просто уехал из города, чтобы поступить в колледж. Позже он нашел себя в продюсировании и разок воссоединился с группой на шоу в 2015 году.
Green Day придумали свое название благодаря траве и «Улице сезам».
На одном из выступлений группу Sweet Children заметил владелец свежеобразованного инди-лейбла Lookout! Records (просуществовал до 2012 года) Ларри Ливермор. Он предложил группе контракт и в 1989 году она записали свой первый EP — 1,000 Hours. Тогда же встал вопрос смены названия. Банда уже строила планы, но музыкантам не хотелось, чтобы их путали с другой местной группой — Sweet Babies.
Существует легенда, что Билли с друзьями часто курил траву дома, так как его мать большую часть дня была на работе. Однажды Билли с приятелем залипали с косячками на «Улицу сезам» и один из героев шоу выдал фразу «похоже, у меня сегодня зеленый день». Такая метафора к плохому дню. Учитывая кондицию парней в тот момент, им это показалось самой смешной шуткой на свете. Так «Зеленый день» стал кодовой фразой, когда друзья собирались покурить. Группа конкретно эту история не подтверждает и не опровергает. Но вот что музыканты все же не раз заявляли — название группы и вправду связано с травой. Green Day и пели о ней неоднократно.
13 апреля 1990 Green Day выпустили свой первый альбом — 39/Smooth.
Спустя год его переиздали под названием 1039 / Smoothed out Slappy Hours, объединив с двумя EP группы. Диск не был оглушительным успехом. Но он обозначил группу на карте и устаканил ее звук: смесь панк-рока в стиле Ramones с классическим рок-н-роллом и поп-мотивами. Green Day все-таки с первого дня были чуть сложнее своих поп-панк-последователей из конца девяностых (вроде Blink-182 и Sum 41). Сложнее не только в плане музыки, но и текстов. Помимо веселья и раздолбайства в стиле «щас спою, как меня достала школа», на дебютнике, например, хватало подростковой, но очень искренней и пробирающей любовной лирики. К тому же все тексты Армстронг писал, отталкиваясь от собственных переживаний. А их хватало — Билли Джо с друзьями не были самыми популярными парнями в школе:
Быть неудачником — тема, который очень часто встречается в моих песнях. Потому что я был вынужден именно так думать о себе. Мне промывали мозги, заставляя думать, что я ничто по-сравнению с другими. Затем я сказал себе: хорошо, я идиот, лох: но я тот, кто я есть. Раз уж меня выдрессировали думать о себе так, то этим я и займусь. И буду делать это настолько хорошо, насколько смогу.
Билли Джо бросил школу накануне своего восемнадцатилетия. За считанные месяцы до выхода дебютного альбома Green Day. Ну а Майк, несмотря на то, что он разрывался между школой, группой и работой в рыбном ресторане, учебу все же завершил. Говорят, что в день получения диплома остальные участники Green Day ждали его перед школой в фургоне, уже готовые ехать в тур. Всего несколько лет отделяют группу от альбома, который разойдется тиражом в двадцать миллионов, принесет банде «Грэмми», попадет во все списки лучших рок-дисков и обеспечит Green Day место в зале славы рок-н-ролла.
Следующий диск Green Day — Kerplunk — станет самым успешным независимым альбомом в истории. На сегодня он пробил отметку в 4.5 миллиона проданных копий. Dookie выйдет на мейджоре Reprise и изменит всю рок-сцену девяностых. А спустя 10 лет релизнется диск American Idiot, который вы точно слышали. Все это — отдельные истории, достойные собственных больших текстов.
Green Day больше тридцати лет держат форму. Никуда не пропадают, турят, на сайд-проекты время находят. Выпускают экспериментально-тяжелые (Insomniac) и концептуальные альбомы (трилогия ¡UNO!¡Dos!¡Tré!). А могут и в беззаботную легкость уйти, как на свежем релизе — Father of All Mutherfuckers. Учитывая неиссякаемую энергию музыкантов группы, уверен, что они будут на сцене и к сороколетнему юбилею дебютника. Может и рок-музыку еще разок перевернуть успеют.