4 мая 2010 года вышел шестой полноформатник Deftones — Diamond Eyes. Это один из самых сильных альбомов не только самой группы, но и всего прошлого десятилетия в музыке. На его звучание не могла не повлиять трагедия, случившаяся накануне с басистом группы Чи Ченгом. Юбилей пластинки — идеальный повод вспомнить, как она звучала и как группа к ней пришла.
Deftones из тех групп, где каждый музыкант серьезно влияет на звучание песен.
По словам вокалиста Чино Морено группа работает над материалом коллективно — так пишется большая часть песен. Риффы и мелодии рождаются на совместных джемах. Так что если кто-то выбывает из банды, это сильно влияет на всех:
«Ребята что-то играют, а я подпеваю. Как мне кажется, таким образом у нас получаются самые наши лучшие песни. Когда я слышу, как они играют, я вдохновляюсь. Они слышат, как я пою, и тоже вдохновляются. Получается, что мы помогаем друг другу творить».
История Чи Ченга — одна из самых печальных в современной рок-музыке.
Чи играл в Deftones почти с самого основания группы — он присоединился к ней в 1990 году и записал пять полноформатников. 4 ноября 2008 года Чи попал в автокатастрофу. Его автомобиль столкнулся с другим и трижды перевернулся. Чи был не пристегнут и его выбросило из машины. В салоне также находилась его сестра — она была пристегнута и почти не пострадала. Она же оказывала Чи первую помощь до прибытия медиков. И хотя жизнь музыканта тогда удалось спасти, травмы были настолько серьезными, что он впал в кому.
Чи вышел из комы лишь в апреле 2009 года, но находился в полубессознательном состоянии. На поправку он шел очень медленно. К 2012 году он мог лишь немного шевелить ногами и руками по команде и говорить отдельные слова. В процессе восстановления он дважды попадал в реанимацию — с сепсисом и пневмонией. Чи Ченг умер в апреле 2013 года от внезапной остановки сердца. Почему это случилось, медики объяснить так и не смогли.
На протяжении всех этих лет Чи получал поддержку от фанатов со всего мира.
В том числе и материальную. Многие музыканты из больших групп жертвовали деньги в фонд Чи, устраивали благотворительные концерты и выступления, посвящали Чи песни и даже целые альбомы. Для рок-сообщества он стал символом надежды и объединяющим фактором. Фанаты и музыканты самых разных направлений переживали за Чи и следили за его состоянием. Не смотря на сложность ситуации, все были абсолютно уверены, что музыкант обязательно поправится и еще выйдет на сцену. Во многом такое отношение он заслужил еще и потому, что был очень приятным, дружелюбным и образованным человеком. В 2000 году он даже выпустил сольный альбом со своими поэмами — The Bamboo Parachute.
Лучшим примером его веселого нрава будет история, которую рассказал Майк Шинода, когда в сети появились новости о кончине Чи:
«В начале 2000-х мы ездили в совместный тур с Deftones, были на у них разогреве. В один из дней у нас была фотосъемка для какого-то рок-журнала, и Честер опаздывал. Мы только-только начали рассказывать о себе фанатам в Европе. Фотограф вообще не знал, кто мы такие. Пока мы ждали Честера, Чи проходил мимо и в своем типичном теплом стиле остановился, чтобы поболтать с нами. Фотограф, подумал, что это парень из группы. «Ну что, все в сборе?», — спросил он. Мы посмотрели друг на друга, засмеялись и сказали: «Да, это наш вокалист, Честер». В общем, мы отстреляли полную фотосессию с Чи, который притворялся вокалистом Linkin Park и принимал соответствующие положению героические позы».
Трагедия с Чи поставила крест на шестом альбоме Deftones.
Изначально шестым должен был стать диск под рабочим названием Eros. И путь к нему у Deftones был тяжелый. Несмотря на все написанное выше, с начала нулевых и вплоть до 2007 года отношения в группе были натянутые, то из-за творческих разногласий, то из-за личных проблем. Сам Чино в одном из интервью, объясняя задержку диска Saturday Night Wrist, сказал: «Ты не можешь летать как орел, когда тусуешься с кучкой индюков». К релизу этого альбома группа фактически была в подвешенном состоянии. Перед туром в его поддержку менеджер банды собрал всех музыкантов и напрямую спросил их, хотят ли они вообще дальше играть вместе. На этом моменте лед внезапно растаял, все закричали «Еще как!» и принялись обниматься. Так что к записи Eros группа приступила в приподнятом настроении.
Группа объявила о том, что пишет альбом в январе 2008 года. К этому момента банда уже перестроила собственную студию, организовав там бар и место для игр, чтобы не только писать музыку, но и просто по-дружески зависать. Музыканты даже блог завели, чтобы в реальном времени оповещать фанатов о статусе записи диска — в том числе и на видео. К моменту трагедии Чино успел записать половину вокальных партий для Eros. Но как только участники группы узнали, в каком состоянии находится Чи, работа над диском была заморожена.
Позже, когда к банде в качестве басиста присоединился Серджио Вега из Quicksand, группа решила не продолжать работу над Eros и сосредоточиться на новом альбоме. Решение банда назвала творческим. Eros планировался как мрачный и тяжелый альбом. А музыканты хотели записать что-то более позитивное и легкое. В последующие годы Чино не отрицал возможности выпуска альбома в будущем, но ссылался на то, что качество материала именно в техническом плане не самое лучшее. Единственная просочившаяся песня с диска называется Smile. Ее выкладывал на ютуб сам Чино, а в 2019 году группа впервые исполнила трек вживую.
Вместо Eros группа выпустила альбом Diamond Eyes.
Diamond Eyes, возможно, легче и позитивнее предыдущих работ группы в философском смысле. Но звучит пластинка очень тяжело и по-дефтоновски истерично. Все главные маркеры группы на диске есть. Рвущие, раскачивающиеся риффы на стыке дума и ню-метала, шугейзовая динамика и мечтательность, сырые вопли Морено, переходящие в бархатное пение. Ценность диска в том, что на нем можно найти отголоски вообще всех предыдущих альбомов Deftones. На нем нет эмбиентового перевеса, как на White Pony, или наоборот ритмично-тяжелого, как на Around the Fur. Этот альбом — поворотная точка для группы. Слепок ее творчества перед тем, как Deftones двинулись в сторону более радикальных экспериментов.
Не зря и сам Морено с гордостью говорил, что на диске нет ни одной лишней секунды и называл его одной из лучших записей группы. Для него же главным изменением на альбоме стал подход к лирике. Работая над Diamond Eyes он решил не концентрироваться на себе, а петь об абстрактных вещах:
«Давно хотелось записать «фэнтезийный» альбом типа White Pony, где меньше текстов в духе: «Это моя жизнь, и это то, через что я прошел». Я очень мало пою о себе на этой записи, потому что я люблю песни, в которых я могу полностью убрать себя из человека. Я могу петь о действительно странных вещах, и они не обязательно должны относиться ко мне лично. Это та лирика, на которой я вырос — как у The Cure, например. Визуальные образы, а не рассказывание историй».
DIamond Eyes — важнейший альбом для Deftones. И группа лишний раз это доказала, выпустив в честь юбилея пластинки лимитированный мерч и устроив виртуальную вечеринку на YouTube. Ну а прямо сейчас Deftones работают над новым, пока еще безымянным альбомом. Вот как процесс его записи описал барабанщик группы Эйб Каннингем:
«В этот раз мы делали все немного по-другому. Мы растягивали все в течение нескольких лет, а не взорвались в один момент. Процесс был совмещен с годичным перерывом, о котором мы все заранее договорились. Хорошенько отдохнув, мы по-настоящему оценили то, что делаем. Когда мы все смеемся, улыбаемся и придумываем что-то вместе, как в 17 лет — это прекрасно».