Аристократичный панк на большом экране — это всегда зрелищно. Деконструкция исторической реальности постепенно становится новым мейнстримом: удушающие сплошными фактами байопики давно наскучили, а вот интимная дворцовая жизнь доподлинно никому не известна — здесь можно разыграться, как душа пожелает. У Софии Копполы в гардеробе французской королевы Марии-Антуанетты валялась пара «Конверсов», в «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса английская интеллигенция XVIII века исполняла тиктокерские танцы. «Великая» хватается за тренд и тоже пытается дерзить — правда, отнюдь не аристократично.
Бледнолицая девушка с розовым румянцем (Эль Фаннинг, кто же еще) прибывает в Россию и не сразу догадывается, что ее щенячьи глазки здесь и даром никому не сдались. Ступив на порог дворца, преисполненная европейским духом Екатерина из мечтательного пастельного мира тут же попадает в полную контрастов реальность. Муж Петр (Николас Холт) с равнодушием пялится на небольшую грудь иностранки, безграмотные дворяне закатывают глаза, да и в принципе за человека Екатерину тут никто не держит — девушка же. В коридорах непросыхающего дворца царят оргии и пьяные стычки, император с воплем «Ура!» бьет бокал об пол после каждого залпа, а главное развлечение вечера — смертельная схватка между енотом и собакой внутри бревна.
Особо впечатлительных «Великая» заранее предупреждает о чувствительном контенте, чтобы ненароком не начали трещать скрепы. Сноска «почти реальная история» появляется под интро перед каждой серией, а фраза «от автора сценария «Фаворитки»Тони МакНамара» как бы намекает, что «почти» здесь будет гораздо больше, чем «реального». Да, новый ориджинал Hulu — это про медведей и балалайки, темнокожих при российском дворце XVIII века и токсичную маскулинность. Переводя на профессиональный язык: сатира на политику консерватизма со слепым кастингом и преобладающей герл-пауэр.
«Великая» не пытается рассказать достоверную историю становления молодой Екатерины II и падения Петра III (в сериале «третий» даже не употребляется — император сам не знает, как себя обозвать). Нам показывают современную историю в концепции костюмированной драмы, разбавляя ряд назойливых повесток трэшем и низкопробным юмором. Причем именно с повестками все нормально — «Великая» переигрывает исключительно с сатирой; сериал вымученно пародирует «Фаворитку», которая сама по себе высмеивала архаичный истеблишмент.
Грациозно кривляться Николас Холт научился еще на съемках у Йоргоса Лантимоса, однако даже мастерское старание актера сыграть карикатурного дурачка не выдерживает вес в пятый раз повторяющихся шуток про пенисы и похожесть инжира на вагину. Употребляющего грибы для вызова трипов (так называемых «божественных видений») архиепископа здесь вальяжно зовут Арчи, лучший друг Петра с улыбкой на лице смотрит как его жена стонет в кровати у любимого императора, а единственный адекватный мужчина при дворе — девственник-гомосексуал-ботаник-афроамериканец граф Орлов.
«Великая» держится исключительно на глянцевых плечах великой Эль Фаннинг — во многом благодаря тому, что актриса в очередной раз попала в характерную для себя роль. На счету у Фаннинг ровно 18 фильмов, где ее героиня оказывается униженной и брошенной только из-за своей гендерной принадлежности или милого личика. От роли 9-летней девочки с синдромом Туретта в «Фиби в Стране чудес» и 15-летней проститутки в «Совсем низко» до роковой модели-анорексички в «Неоновом демоне» и провинциальной поп-певицы в «За мечтой». В «Великой» актрису вновь бросают лицом в грязь, но кажущаяся хрупкость и наивность обманчива: ее героиня раз за разом встает с колен и стремится оправдать свой будущий титул Великой.
Вместе с бойкой прислугой Мэрил (потрясающая Фиби Фокс, местами даже затмевающая Фаннинг) и Орловым Екатерина сначала строит планы побега, а после грезит о покушении на безответственного мужа. Комичные взлеты и падения повторяются из серию в серию, и в конце концов таки приведут к желаемому дворцовому перевороту — правда, дожить бы до него. Юмор здесь в самом деле убийственно несмешной.
У «Великой» были все шансы оказаться второй «Фавориткой», только объемнее: солидный звездный каст, хороший сценарист и уже как минимум дважды выстреливший концепт псевдо-исторической комедии. Но Тони МакНамара так и не смог определиться, чем должна стать его «Великая» — историей о сильной женщине в цирке абсурда или костюмированным стендапом с сортирным юмором. В сериале есть много хорошего от первого, но натужная комедия не дает сфокусироваться на достойном — слишком много отвлекающих элементов. И слишком много шуток про пенисы.
Легально посмотреть «Великую» можно здесь.