Термин «батин метал» родился в рабочем чате «Отвратительных» в ходе обсуждения предельно старых, но все еще живых рок-групп. Батин метал — это не плохая музыка, но своеобразная. Она плотно ассоциируется у нас с батей: мужиком за пятьдесят, который в молодости угорал по хэви-металу, но сейчас его вкусы вызывают улыбку. Таких групп очень много, поэтому отбирали мы их по нескольким важным параметрам: они древние, они все еще существуют, их можно было хоть как-то послушать в СССР — и на западе их тоже воспринимают, как «батин метал».
Accept
Эта банда из ФРГ собралась еще в конце 60-х и за свою безумно долгую карьеру сумела внести заметный вклад в музыку — их, к примеру, считают сооснователями пауэр и спид-метала. Но с самого дебютинка, вышедшего еще в 1979 году, каждый альбом Accept звучит абсолютно одинаково. Их музыка — идеальный пример, если нужно объяснить кому-то, что такое «говнарский рок». Пафосные, «бравирующие» песни с закосом под академическую классику. И с уморительными, истерическими воплями вокалиста Удо Диркшнайдера, конечно. Иногда он звучит хорошо, почти как Бон Скотт, но иногда от его фальцета натурально пробирает на смех — такой своеобразный контраст.
В СССР Accept уважением пользовались — каждый тру-металист должен был их знать. Знали их и советские рок-группы, а потому ранние альбомы банд вроде «Мастер» и «Черный кофе» звучат идентично. И нет ничего зазорного в том, чтобы любить такую музыку! Впрочем, даже в советское время кое-кто прикладывал Accept за вторичность и самоповторы, вот, к примеру, выдержка из журнала «Ровесник» за 1986 год:
«Есть сейчас группы очень интересные, но вот Accept к ним никак отнести нельзя. Accept существует вот уже семь лет, но ни одной свежей идеи этот ансамбль еще так и не подарил музыкальному миру».
Scorpions
Scorpions — это еще одни герои из ФРГ и настоящий культ практически для любого советского меломана. И это легко понять, ведь группа и на знаменитом «Московском международном фестивале мира» в 1989-м отыграла, и в Ленинграде за год до этого дала аж десять концертов.
Про Scorpions сложно сказать что-то откровенно плохое — я вот очень люблю их дебютник Lonesome Crow 1972 года, на котором и хэви, и психоделику, и буги-вуги услышать можно. Да и вообще у группы полно бодрых песен. Но каждый, кто рос в 80-е или 90-е наверняка до тошноты замучен балладами Scorpions — если я попаду в ад, там наверняку будут играть Still Loving You и Wind of Change. Из-за этого в глазах как минимум моего поколения к Scorpions приклеился ярлык попсовых, скучных пердунов, думающих только о том, захочется ли слушателям поднять зажигалку под их новую песню. Ну и однообразие их музыки несколько удручает — они как нащупали золотую жилу на альбоме Taken by Force в 1977 году, так ее и разрабатывают, периодически устраивая очередной «прощальный тур».
Manowar
Культовые металисты, рубящие тяжелый музон с начала 80-х. В рамках этой подборки их можно охарактеризовать как «Accept на максималках» — все то же самое, только меньше смешных воплей, вместо них хороший рычащий экстрим-вокал.
Улыбку Manowar сегодня вызывают благодаря звериной маскулинности их музыки. Блестящие от пота мышцы, кожаные штаны, пронзительные соляки и героический пафос в текстах о фэнтези-битвах и мифологических событиях — в этой уморительной, натужной крутости вся суть Manowar. Чего уж говорить, когда они сами себя причисляют к выдуманному ими же жанру «тру-метал». Но это не отменяет того факта, что группа все еще держится бодро и умеет заряжать своим боевым пафосом — особенно если попасть на их концерт.
Europe
Шведская группа Europe стала заложницей своего альбома The Final Countdown 1986 года и одноименного трека с него же. Мало кто знал группу за пределами этого преимущественного синтезаторного и довольно попсового диска. А уж сама песня успела задолбать похлеще баллад Scorpions — особенно после того, как группа спела ее в эфире «Утренней почты» в 1987 году. На самом деле уже спустя пять лет Europe играли достаточно бодрый для 90-х «мужицкий» глэм, который можно без кринжа слушать и сегодня. Потом был распад и воссоединение в 2003 году — сейчас группа играет нестыдный хэви-метал. Но я уверен, что если вы услышите «группа Европа», то вспомните «туру-ту-ту-у-у», а вовсе не металкорный рифф из песни The Siege.
Bon Jovi
Джон Бон Джови и его банда — неизменно драматичные, романтичные и пропитанные духом 80-х рокеры. Это, скорее, даже мамкин метал, нежели батин — смазливость самого Бон Джови сыграло не меньшую роль в его становлении его как рок-звезды, нежели музыка.
На пике славы группа выдала целый ряд великих песен и не менее великих альбомов, сформировавших саундтрек поколения и на Западе, и в СССР. Bon Jovi — одна из самых нестыдных «стадионных» групп того времени. В 2000 году банда снова выстрелила с хитом It’s My Life — получилось бы еще парочку таких песен выдать и глядишь как батин метал сегодня не воспринимались бы! Но далее была череда качественных, но серых альбомов, не считая компиляции 100,000,000 Bon Jovi Fans Can’t Be Wrong 2004 года, собранной из оставшихся с 90-х наработок. Поэтому на концертах Bon Jovi все ждут Livin’ On A Prayer, которую он уже еле вытягивает, а что там вокруг — не так уж важно.
Uriah Heep
Сегодня не каждый вспомнит, как вообще звучали Uriah Heep, но в формировании вкусов поколения 80-х эта рок-группа сыграла большую роль. Металом их назвать можно с большой натяжкой — элементы хэви у них были всегда, но в целом эта британская банда играла музыку полегче. Зато они стали одной из первых рок-групп, официально изданных в СССР — их альбом Innocent Victim 1977 года легально вышел в Союзе еще в 1980-м. А в 1987 году группа дала аж десять концертов в «Олимпийском» вместе с «Землянами». И это довольно показательный момент, ведь золотые годы банды пришлись на 70-е, а к концу 80-х о них почти все уже забыли. Но не избалованный западными артистами Союз принял их как больших рок-звезд — вчера они играли в клубе для пары тысяч человек, а сегодня собирают 180 тысяч на крупнейший площадки огромной страны.
В музыке Uriah Heep любой эпохи нет ничего такого, что помешало бы насладиться ей сегодня. Никаких перегибов с мачизмом или чересчур высоким вокалом — приятный мелодичный хард-рок и хэви-метал в классическом виде. Но таких групп, как Uriah Heep в те времена было очень много (хотя сами они и были первооткрывателями), и если они не зацепили во времена своей славы, то сегодня найти в них какую-то индивидуальность будет непросто.
Mötley Crüe
Mötley Crüe не просто существуют до сих пор — группа выступает в оригинальном составе, в каком они начинали еще в 1981 году. В 80-х они были самым ярким образцом глэм-метала — и в звуке, и в костюмах музыкантов. Ярче, возможно, были только Def Leppard, но они в СССР были менее известны. А Mötley Crüe в Советах даже выступали — в 1989 году на уже упомянутом «Московском международном фестивале мира».
Любой глэм — это батин метал, всерьез его воспринимать невозможно. Но удовольствие от него получить легко — особенно от самих Mötley Crüe и их альбомов 80-х. В девяностых они даже неплохо подались в сторону грув-метала с одноименным альбомом Mötley Crüe 1994 года, вот он — не батин ни разу. А дальше начались метания между старым и новым. Куда интереснее сегодня сольный альбом барабанщика Томми Ли Andro, с попом, ню-металом и альтернативным рэпом.
Judas Priest
В 70-х было два олицетворения метала — Black Sabbath и Judas Priest. При этом Judas Priest почти всегда были еще и отражением всего, что происходит в мейнстримовом метале прямо сейчас. В 70-х и 80-х у них был и запредельный пафос, и смешные высокие вопли Роба Хэлфорда (остались до сих пор), и быстрые риффы на фоне популярности трэша, и соляки с шреддингом, и немного глэма со слащавыми балладами. Хватку они потеряли только в конце 90-х — тогда подцепили элементы грува, но дальше начали угорать по собственному звуку из 80-х, пройдя мимо металкора, дэткора и даже модерн-метала.
В советское время в группу было легко влюбиться. Их продакшен на фоне отечественных хэви-банд сносил крышу. А статус «запрещенной группы» делал их еще круче. Но сегодня въехать в них с нуля будет непросто — это метал еще более карикатурный, чем Manowar, да еще и Хэлфорд на старости лет на сцене смотрится слишком забавно.
King Diamond
Группа King Diamond датского вокалиста Кима Бендикса Петерсена — практически театральный проект. Его сила в лайвах, часто уходящих в натуральную постановку с сюжетом, и шокирующих, блэкерских образах Кима. В плане музыки же речь идет о типичном для того времени хэви-метале со вставками кинематографичных клавиш. Но под конец 80-х в музыку King Diamond врывались и элементы блэка, и даже что-то похожее на гроул. Но большую часть времени Ким поет фальцетом, настолько высоким и противным, что даже самые смешные выкрики Accept забываются. Звучит это как голос Пола Бирера, знаменитого менеджера реслера Гробовщика. Сложно поверить, что кто-то считал и считает это крутым, но все ведь не просто так.
Rage
Немецкая группа Rage с ранних 80-х оправдывает свое название: самые злые, самые быстрые и яростные, самые громкие, самые «насыщенные» — идеальный пауэр-метал. В советское время репутация у них была как у Accept — настоящий тяжелый метал для знатоков, который еще и достать непросто. В конце 90-х группа стала в России совсем уж народной, ведь место гитариста в ней занял Виктор Смольский из группы «Инспектор». У Rage можно найти крутые риффы и вокальные партии. Однако своим чересчур вымученным напором, который не отпускает банду больше тридцати лет, они все же веселят — как и приверженностью жанру.