Эдгар По, кукольная анимация и пластилин, Уильям Берроуз: середина 90-х — странное время, когда все эти вещи могли запросто соседствовать в одной игре. Запросы среднего потребителя ещё не были столь очевидны, а потому издатели охотно шли на эксперименты — и выделяли серьёзные бюджеты очень смелым и авангардным командам. The Dark Eye от студии Inscape — как раз такой случай.
Жанр: квест, хоррор;
Год выхода: 1995;
Платформа: PC;
Разработчик: Inscape
Издатель: Time Warner Interactive
Что это
Пластилиново-кукольный квест по мотивам Эдгара По с Уильямом Берроузом на озвучке.
Зачем в это играть
Во-первых, потому что это Эдгар По. В отличие от другого классического мастера ужасов — Лавкрафта — американский писатель очень обделён разработчиками игр. У По нет столь ярких и узнаваемых образов как Ктулху у Лавкрафта, зато есть неповторимый стиль, совмещающий в себе пронзительный психологический хоррор и тонкий детектив. Казалось бы — идеальная почва для игровых адаптаций: тут тебе и загадки, и убийства, и атмосфера, и разнообразие антуражей, ан нет.
Во-вторых, потому то это студия Inscape — совершенно отбитый коллектив, выпускавший в 90-х игровые арт-проекты за гранью добра и зла. По сравнению с другими их работами, The Dark Eye — вполне традиционная и даже консервативная игра. В их портфолио есть, к примеру, Bad Day on the Midway — «симбиоз “Твин Пикса” и Sim City», созданным в сотрудничестве с авангардным музыкальным коллективом The Residents; квест про инопланетян Drowned God, основанный на безумной конспирологической теории, и разорившая их Adventures of the Smart Patrol — игра настолько странно-панковая (один из героев — мартышка-индейка), что многие критики её просто не смогли переварить и назначили худшей в 1996-м году.
Работая над The Dark Eye, однако, разработчикам нужно было придерживать коней — их безумную фантазию ограничивал литературный первоисточник. Такое препятствие пошло игре на пользу: бережно сохранив дух рассказов Эдгара По, авторы оторвались на визуальном стиле (совместив 3D-графику и видеовставки с пластилиновой и кукольной анимацией), геймплее и стиле повествования. Как итог — одна из самых интересных игровых хоррор-адаптаций в истории.
Четыре зверя в одном
«Я не прошу и не ожидаю вашей веры в ту безумную историю, что я собираюсь поведать.
Было бы сумасшествием ожидать этого, учитывая, что даже мои чувства отвергают все доказательства.
Тем не менее, я в своём уме — и я точно не сплю»
Мы прибываем в поместье дядюшки Эдвина — проведать старика, который в последнее время не очень здоров. На пороге нас встречает мрачный неприветливый слуга, в гостинной — брат и кузина — влюблённая пара (да), приехавшая за благословением родственника. Их нежелательный союз — один из центральных сюжетов игры.
Жутковато становится почти сразу. Напрягает, во-первых, интерьер, выполненный в раннем 3D — из-за грубых и примитивных форм он напоминает скорее кукольный дом, чем полноценное жильё. Во-вторых — персонажи, вызывающие мощный эффект «зловещей долины» — их неподвижные лица цвета известковой почвы, контрастирующие с очень плавной и реалистичной анимацией тел. В-третьих — тоскливое пианино на фоне и неестественные диалоги, полные викторианского пафоса. Атмосфера здесь — настоящий линчевский сюрреализм, тревожащий и необъяснимо пугающий.
Сам дядя Эдвин сидит в мастерской и пишет странные картины. Именно отсюда — из небольшой и плохо проветриваемой комнатки — мы переносимся в мир рассказов По. Надышавшись растворителем, герой теряет сознание и просыпается в другом месте, в другом времени, в теле другого человека.
За время прохождения мы окажемся в трёх рассказах Эдгара По — очень разных как по форме, так и по настроению. К примеру, «Бочонок Амонтильядо» — яркая костюмированная история об убийстве, а «Береника» — камерный рассказ о помешательстве, — очень в духе Layers of Fear. В паузах между путешествиями мы возвращаемся в дом дядюшки и наблюдаем, как мирная семейная встреча превращается в ещё одну — возможно, самую жуткую в игре — хоррор-историю.
В The Dark Eye нет ни экшена, ни головоломок в привычном смысле. Это нечто среднее между «симулятором ходьбы» и интерактивным кино — вернее, интерактивной кукольной постановкой, в которую нужно играть, но в театральном смысле — отыгрывая свою роль, погружаясь в историю и чётко следуя предложенным правилам.
Используя простейшие технологии, авторы смогли создать стилистически уникальную игру с густейшей атмосферой готического хоррора. За два-три часа вы испытаете весь спектр страха — от лобового испуга до отвращения и необъяснимой тревоги. The Dark Eye — это сильный опыт, который стоит пережить каждому ценителю жанра.
Как в это играть
Проблема в том, что The Dark Eye выпускалась ещё под DOS, поэтому без эмулятора старой системы вам не обойтись. К счастью, копаться в нём нет необходимости — на тематических сайтах есть прекрасные сборки, которые в два клика запускаются на Windows 10.
Имейте в виду, что полноценного русификатора нет в природе; максимум, на что вы можете рассчитывать — не самый качественный дубляж от безымянного энтузиаста. Если вы владеете английским хотя бы на среднем уровне — играйте в оригинал и наслаждайтесь прекрасной озвучкой. Этот совет особенно актуален для ценителей американской литературы: послушать ворчание Берроуза — редкое удовольствие, которым грешно пренебрегать.