Сейчас, совсем как в 90-х, Афганистан оказался в руках боевиков запрещенной в России террористической организации «Талибан». Один из первых запретов нового режима коснулся музыки. В Афганистане она теперь запрещена полностью, вне зависимости от жанра. Петь и играть на музыкальных инструментах нельзя даже для себя — пойманные за таким занятием жители будут подвергнуты наказанию вплоть до смерти. Самое время вспомнить историю единственной в стране метал-группы и разобраться, что с ней стало сейчас.

В Афганистане даже в самые спокойные по меркам страны годы не было полноценной рок-сцены

В 1925 году в Афганистане стартовало собственное радиовещание — вышка была установлена в королевском дворце Амануллы-хана. Но уже в 1929-м она была уничтожена в ходе восстания. Следующий шаг был сделан только в 1940 году, когда вещание было восстановлено и заработало «Радио Кабул». До 50-х годов единственной музыкой на радио были традиционные песни с использованием национальных и индийских инструментов. А вот уже в 50-х начала формировать хоть какая-то эстрада. Так, в 1951 году на радио впервые спела женщина — певица Парвин.

Это событие открыло путь для многих исполнителей, проповедующих более современный, западный подход к музыке. На протяжении трех десятилетий, вплоть до конца 70-х, в Афганистане появилось достаточно много поп-исполнителей, ставших на территории страны звездами. 70-е вообще называют золотой эпохой афганской музыки. В это время музыка Афганистана даже перестала быть локальной и получила распространение на территории Пакистана, Таджикистана и Индии.

Но в 80-е годы развитие афганской сцены снова остановилось на фоне советского вторжения и активности моджахедов. А когда в 90-х к власти пришел «Талибан», ни о какой музыке и подумать было нельзя — тогда ее, как и сейчас, в Афганистане запретили. С началом американской кампании в 2001 году сцена начала неуверенно, со скрипом восстанавливаться. Талибов прогнали, на афганском ТВ появились песенные конкурсы. Благодаря этому к концу десятилетия зародилась и тяжелая афганская музыка.

Рок-сцена Афганистана даже в лучшие годы фактически состояла всего из двух групп — одна из них существует до сих пор

В 2008 году в Кабуле сформировалась банда Kabul Dreams. Их репертуар — это в основном поп-рок с явным влиянием брит-попа, гранжа и новой волны панка. Но с небольшим вкраплением народных мотивов!

Все участники группы в 90-х бежали из страны, но с падением «Талибана» вернулись и загорелись целью стать первыми большими рокерами Афганистана, что у них и получилось. Благодаря отсутствию конкуренции в родной стране и довольно профессиональному подходу к написанию и исполнению песен, они в начале десятых годов привлекли внимание запада. В итоге их дебютный альбом Plastic Words 2013 года продюсировал сам Алан Сандерсон, известный по работе с Элтоном Джоном, Би Би Кингом, Мадонной, Living Colour и массой других больших имен. Альбом, к слову, и сегодня звучит прекрасно.

В 2014 году группа полным составом смогла перебраться в Окленд, США — там Kabul Dreams существует до сих пор. Несколько лет назад интервью с группой сделал барабанщик «Металики» Ларс Ульрих — это все еще ультимативный источник информации о банде. Там же можно узнать, как афганцы вообще получали доступ к мировой музыке и инструментам.

В то время как Kabul Dreams заложили фундамент для относительно легкой рок-музыки, банда District Unknown в 2009 году стала первой метал-группой Афганистана

В их случае ни о каком профессионализме речи не шло. Хорошо известно, что когда банда собралась, никто в ней даже настраивать инструменты не умел. Но за пару лет они научились сносно играть сначала мрачный дум, а потом и любительскую смесь прогрессива, ню и классического метала, став локальной легендой. Особенно сильно на их популярность повлияло выступление на первом за 30 лет музыкальном международном фестивале в 2011 году в Кабуле — скромном по мировым меркам, но важным для молодых афганцев. В то время участники группы даже носили маски и старались не светить свои имена, опасаясь, что однажды за ними могут прийти талибы.

Вторая волна популярности накрыла группу в 2018 году, благодаря фильму RocKabul австралийского режиссера Трэвиса Бирда. Он сам 7 лет жил в Кабуле и запечатлел развитие группы с 2009 по 2016 годы, наснимав немало редчайших кадров с локальных афганских метал-гигов. В этом же фильме четко дан ответ на вопрос, опасно ли играть метал в Афганистане — документалка начинается с цитаты талибского судьи:

«Это музыка не разрешена. Если ты будешь слушать эту возмутительную музыку, пламя будет вырываться из твоих ушей в Судный День. Убивать людей, выбравших этот путь — разрешено. Они отринули Ислам и выбрали путь неверных. Если Аллах передаст их в наши руки, мы скормим их плоть стервятникам, мы будем вешать их на деревьях»

Сейчас группы District Unknown не существует, но некоторые ее участники продолжают дело за пределами Афганистана

Любовь к родине и желание поднимать локальную сцену — это хорошо. Но любой афганский музыкант мечтал сбежать из Афганистана и до второго прихода талибов, потому что они на самом деле всегда были рядом. Двум участникам District Unknown это удалось еще в 2019 году. Мультиинструменталист Сулейман Омар переехал в Англию, а вокалист Юсеф Шах — в США. Судьба остальных участников группы неизвестна, страницы банды в соцсетях либо удалены, либо уже много лет не обновляются. Официально группа выпустил всего один альбом — Anatomy Of A 24 Hour Lifetime в 2014 году.


За пределами Афганистана Омар и Шах создали новый проект — пост-метал-группу Afreet, в рамках которого вышло уже два мини-альбома. Их свежий трек My Land Is Breaking как раз посвящен текущей обстановке в Афганистане (и звучит мощно). Да и официальный сайт группы Kabul Dreams сейчас встречает сообщением на ту же тему. Метал и рок-сцена в Афганистане так и не сложилась — и не сложится еще долгие годы. Единственный способ играть музыку для афганцев в наши дни — это бежать из страны.

Экзотический метал: андеграундная рок-сцена Сирии