Странно было бы рассчитывать на развитую метал-сцену в суровых исламских странах — и особенно в охваченной гражданской войной Сирии. Тем интереснее раскапывать те крупицы тяжелой музыки, которые там все-таки присутствуют. 

Почему в Сирии все так тяжело с металом?

Бесконечные конфликты и гражданская война — уже достаточное объяснение, но дело не только в них. Сирия — довольно суровое исламское государство, которое на металхэдов смотрит либо как на маргиналов, либо как на сатанистов и преступников. Легально приобщиться к тяжелой музыке в этой стране долгие годы было просто невозможно — выросшие на метале музыканты впитывали западную культуру только благодаря кассетам, которые контрабандой везли из Ливана.

Метал в Сирии слушать (а уж тем более играть) сложно и даже опасно — за такое в особых случаях можно и в тюрьму присесть. Так, в 2009 году реальный срок за песню получил известный в сирийском метал-андеграунде музыкант Башар Харун из группы Orion. Период с 2008 по 2010 годы вообще был самым суровым для сирийских фанатов метала — тогда власти целенаправленно преследовали музыкантов и закрывали магазины, продающие диски или мерч, посвященный тяжелой музыке.

«Нас не волнуют этнические и политические вопросы. Мы вообще не разговариваем о политике. Нас волнует только метал, мы — большая счастливая семья» — Башар Харун

Хоть какая-то сцена начала формироваться в Сирии только в начале нулевых. В 80-х и 90-х едва ли не единственной отрадой сирийских фанатов рока были каверы оперного певца Джека Пауэра. А в 2003 году группа Nu.Clear.Dawn выпустила диск Poem of a Knight — и это официально первый полноценный метал-альбом, выпущенный в стране. Это событие дало толчок развитию тяжелой музыки в Сирии, которая частично пошла в сторону западного хард-рока, но по большей части ударилась в сырой трэш, дэт и блэк-метал. Рок-клубы и студии звукозаписи потихоньку возникли в крупнейших городах страны: Алеппо, Дамаске и Хомсе — в них вообще сосредоточена вся сирийская метал-сцена.

Впрочем, сирийский метал все равно остался штукой крайне андеграундной. Но в этом его прелесть — сирийская сцена отстает от западной лет на сорок во всем, в том числе и в том, как местные группы воспринимают рок. В Сирии это все еще радикальный способ самовыражения молодежи и музыка протеста, а не просто жанр. Для западного слушателя метал из Сирии — это не только экзотика, но и ностальгия по временам, когда экстремальные направления только начинали оформляться.

Самый ценный источник информации о сирийском метале — большая документалка Syrian Metal Is War Монзера Дарвиша. Там и лайвы местных групп, и интервью с музыкантами и наглядная демонстрация нечеловеческих условий, в которых сирийские металхэды сохраняют любовь к музыке. Сам Дарвиш в итоге Сирию покинул как беженец, долго скитался по миру и осел в небольшой нидерландской деревне.

Ну а теперь — к конкретным группам.

Tanjaret Daghet

Tanjaret Daghet — яркие представители мини-течения, которое часто называют «беженическим сирийским металом». Группа была основана двумя друзьями в Хамсе еще в 2008 году. Изначально музыканты хотели мешать классический и инди-рок с гранжем и арабской музыкой. Когда же к ним присоединился вокалист Дани Шукри, к референсам добавился еще и дэт-метал (до этого он рубил как раз дэт) с оркестровой музыкой. Все это в музыке банды и намешано, хотя в целом получается не самый тяжелый, но приятный эмбиент-рок с закосом в прогрессив.

До гражданской войны банда на свои деньги арендовала залы в кинотеатрах и кафе, чтобы проводить выступления. Но с началом войны в 2011 году музыканты группы, как и миллионы других сирийцев, бежали из страны и осели в Бейруте — там они и записали свой дебютник в 2016 году. Ливан вообще гораздо терпимее к тяжелой музыке и не мешает сцене развиваться — в Бейруте даже проходят небольшие рок и метал-фестивали.

Гражданская война в Сирии как раз и породила тот самый «беженский метал», так как многие сирийские музыканты бежали из страны, но на новом месте продолжили заниматься музыкой. Самые известные примеры — хэви-метал-банда The Hourglass, симфоник-метал The Crown of Yamhad, классический дэт от Absentation и инструментальный прогрессив от Луая Рифаи. Основными точками бежавших из Сирии групп стали Ливан и Германия.

Eulen

Группа Eulen образовалась в Дамаске под именем Poltergeist — и считается одним из из лидеров новой волны сирийского метала. Новая волна стартовала в 2011 году с началом гражданской войны. Жизнь в стране стала страшнее и опаснее, но из-за боевых действий власти потеряли интерес к борьбе с местными рок-музыкантами, что в некоторой степени подстегнуло развитие сцены.

Сейчас группа перебралась в Германию, что позволило ей заметно прокачать качество своей музыки. В 2021 году банда выпустила EP Amor Fati — и это очень хороший, пробирающий пост-метал с жестким экстрим-вокалом. Но даже уехав из родной страны, про этнику в творчестве музыканты не забыли.

Wasaya

Проект Wasaya появился в 2015 году. Почти вся музыка записана всего одним человеком — Тареком Шехаби из Дамаска. Как говорит сам Тарек, он играет на пианино с шести лет и с детства угорает по мелодичному металу и року вроде Pain of Salvation и Ayreon. Свою музыку он сочиняет в том же духе: это гипнотический прогрессив с клавишами, но особым упором на гитарные соло. Атмосфера треков Тарека отдает семидесятыми, но в них иногда проскальзывают и современные металкорные риффы.

Цели передать именно национальный колорит у Шехаби нет, но он прорывается в треках Wasaya сам собой. Иногда особенно ярко — так, в интро песни Silence звучат национальные инструменты даф (ударный) и кавал (духовой). На сегодня Шехаби выпустил всего один альбом и сингл (с перерывом в пять лет), но проект по-прежнему жив.

Theoria

Проект двух музыкантов, которые называют себя просто Бешер и Ахмад. Первый пишет музыку, второй единолично ее исполняет и записывает. Первый и поседний диск Theoria выпустила в 2013 году, но он хорош. Это давящий, немного кустарный и не так далеко ушедший от трэша блэк-метал, с очень яркой примесью восточного колорита — и в гитарных партиях, и на клавишах. Ну а вокал типично блэкерский — выдавленный на задний план зловещий скрим. В очередной раз хочется напомнить, что этника разных народов с блэк-металом всегда сочетается превосходно.

Maysaloon

Maysaloon — это хардкорный мелодик-дэт, звучащий так, словно 90-е не заканчивались, а In Flames не попсели. Разумеется, с поправкой на сирийскую этнику и арабскую мифологию в текстах. Группа основана в Дамаске в 2015 году — в 2017 году банда выпустила свой дебютник, а в 2018 перебралась в Бейрут. Винить их не за что, учитывая, что по словам музыкантов, им доводилась давать гиги прямо во время бомбардировок. В отличие от большинства сирийских групп, эта банда кое-какую известность за пределами родины все же заработала — в немалой степени благодаря выступлению на метал-фесте в Бейруте в 2018 году.

Экзотический метал: китайский блэк и дэткор с монгольской этникой