7000 лет назад один из Целестиалов, древней расы бессмертных существ, способных управлять материей и энергией, Судья Аришем отправляет на Землю отряд сверхлюдей, так называемых Вечных. Среди них: мудрая наставница Аек (Сальма Хайек), обладающая способностями регенерации, богиня войны Фина (Анджелина Джоли), храбрый и сильный Икарис (Ричард Мэдден), стреляющий лазером из глаз, Серси (Джемма Чан), которая умеет управлять неодушевленными материями, силач Гильгамеш (Дон Ли), сверхбыстрая Маккари, склонный к изобретательству Фастос (Брайан Тайри Генри), стреляющий из рук Кинго (Кумэйл Нанджиани), создающая иллюзии девочка Спрайт (Лия Макхью) и управляющий разумами других Друиг (Барри Кеоган). Их цель — защищать человечество от расы животноподобных монстров Девиантов. Но есть и ограничения: ни в коем случае Вечные не должны вмешиваться в междоусобные человеческие конфликты и войны, а также помогать людям в развитии и эволюции. Как наказывает Судья Аришем, ход истории должен идти своим чередом.
Вечные справляются с заданием и истребляют Девиантов. Не способные терпеть жестокость человечества они разбредаются по разным странам, окунаясь с головой в обычную мирскую жизнь. Например, Друиг собирает вокруг себя натуральную секту, члены которой живут в небольшой деревне в глухом лесу, Серси становится ученой, а Кинго — звездой Болливуда, умело скрывая своё бессмертие несколько поколений. Но после щелчка перчаткой Таноса Девианты возвращаются, и Вечным снова приходится собраться вместе для спасения Земли.
«Вечные» — главный парадокс в кинокалендаре киновселенной Marvel. После финала «Мстителей» очевидно, что супергеройскому многосерийсному киносериалу требовалась некоторая перезагрузка, фильм-фундамент, на которой можно будет потом возводить архитектуру новой многолетней фазы. «Вечные» с ворохом новых персонажей, своей мифологией и историей подходят для этого как нельзя лучше. Поэтому по степени важности фильм недавней лауреатки Оскара Хлои Чжао можно сравнить с теми же «Мстителями». Если вы хотите продолжать вариться в марвеловской вселенной, пропускать «Вечные» нельзя совершенно точно. Очевидно, что в фильме завязывается слишком много сюжетных узелков, которые в будущем обязательно развяжутся.
Но если оценивать фильм как отдельный марвеловский блокбастер, то тут далеко не все так хорошо. Из приятного: картина Чжао нечеловечески красива. Если у вас поблизости есть непотухший IMAX-зал с хорошо работающими лампами, то смело бегите туда. У Чжао в «Вечных» получилось не все, но она прекрасно чувствует масштаб конфликта. И в свои самые шумные и обильно разукрашенные компьютерной графикой моменты фильм действительно производит мощное впечатление. Особенно круто выглядят Девианты, за пластикой и движениями которых скрываются тысячи, а то и десятки тысяч человекочасов работы специалистов по визуальной графике.
Но за пределами внешнего лоска «Вечные» производят скорее удручающее впечатление. История с Целестиалами, Вечными и Девиантами, безусловно, очень важная для дальнейшего выстраивания вселенной, но в рамках одного фильма она сводится к мести и битвам «плохих» с «хорошими». Плюс к финалу история обрастает, скажем так, чтобы не спойлерить, спорными псевдонаучными оттенками, а также лобовыми конфронтациями с, по сути, Богом, которые не то, что бы делают интереснее. Не хочется быть глупцом, который предъявляет голливудскому блокбастеру за такое, в конце концов, это собственная художественная вселенная, живущая по законам ее создателей. Просто в других марвеловских фильмах в моменты подобных деклараций, видимо, было чуть меньше апломба и многозначительности, поэтому они воспринимались легче.
Еще одна проблема Чжао: ее картина и герои совершенно не вызывают эмпатию. «Земля кочевников», за которую постановщица получила в начале года свой режиссерский Оскар, тоже была холодной и отстраненной лентой. Но там мощь и обаяние великой Фрэнсис Макдорманд и других артистов все-таки были сильнее степенной режиссуры Чжао. Да и история кочующих в своих трейлерах американцев, меняющих работы как перчатки и ищущих настоящую человеческую свободу, даже на уровне сухого синопсиса вызывает больше эмоций, чем очередная супергеройская возня. В «Вечных», за красивыми костюмами и лицами, за многомиллионной марвеловской машинерией словно забыли про самое главное. Кое-как в редкие симпатичные моменты фильм пытается украсть Нанджиани, чуть реже — Брайан Тайри Генри, но в целом герои и их истории не вызывают примерно никаких эмоций. И я, честно говоря, давно не припомню такого в Marvel, к фильмам которого отношусь с симпатией.
Наверное, чтобы снимать подобные многомиллионные шумные блокбастеры нужен не просто талант, а особый склад ума и профессиональные качества. Сомневаться, что Чжао — способная постановщица, не приходится, но в ее руках супергеройский фильм превратился в неподъемную, лязгающую конструкцию, которую местами просто невыносимо смотреть. В фильме нет фирменной марвеловской легкости, почти отсутствует юмор, а редкие шутки выглядят вымученными и как будто дописанными в последний момент «для галочки». Да тут есть определенно смелые, для некоторых, возможно, даже революционные, по марвеловским меркам сцены (первый экранный секс в фильмах MCU) и сюжетные линии (первая в MCU гей-пара), но это все — капли в море, и они, увы, не собираются в единый фильм. И в итоге «Вечные» оказываются по духу и тону, в плохом смысле, ближе к недавним DC-фильмам, которые тоже были и остаются нечеловечески красивыми и безжизненными.
Но ставить крест на Marvel после первого художественного провала («Вечные» — единственный фильм марвеловской киновселенной с «гнилым» рейтингом на Rotten Tomatoes) так же глупо, как рассчитывать, что из-за него супергеройское диснеевское кино схлопнется и исчезнет из кинопрокатного календаря. Уверен, что прохладная пресса заставит Кевина Файги и его команду покрепче сжать кулаки и в будущем еще плотнее следить за качеством выпускаемой продукции. А в том, что мы находимся только в начале новой марвеловской фазы, и впереди нас ждут еще десятки супергеройских диснеевских фильмов, хотим мы того или нет, сомневаться не приходиться.