8 декабря вышла Halo Infinite — продолжение легендарной серии. Игра распространяется по подписке, так что являясь обладателем Game Pass, вы обнаружите ее у себя в библиотеке, просто заглянув туда во время завтрака. В России серия Halo является не самой популярной франшизой. Тому есть много причин: старт серии на малознакомом еще первом Xbox в 2001 году, платформенная эксклюзивность и отсутствие локализации долгое время. В общем, с большой долей вероятности для многих наших соотечественников знакомство с серией начнется именно с Halo Infinite.
Это будет непростая встреча, но я попробую вас к ней подготовить:
Для начала о самой игре. Halo Infinite является прямым продолжением Halo 5: Guardians. Это накладывает определенный отпечаток на повествование, но в гораздо меньшей степени, чем может показаться. Это и хорошая, и плохая новость одновременно, о чем позже. Главная особенность Halo Infinite — это пресловутый «открытый мир», который уже поспешили сравнить с Far Cry и даже The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Дело в том, что открытые пространства всегда были в ДНК серии Halo. Вариативность, изобретательность всегда поощрялись разработчиками, что Bungie, что 343 Industries. Главный герой — трехметровый космический десантник, которому все равно, чем и как убивать. Поэтому частенько уровни представляли собой огромные арены с большим количеством построек, укрытий, возвышений, и все это щедро приправлено врагами. Также не забываем про обширный парк управляемой военной техники и делаем вывод — открытый мир напрашивался в Halo довольно давно. Ближе всех подошла к этому Halo: Reach в 2010 году. Отмечу, что 343 Industries копируют у лучших, и правильно делают.
Наполняемость и насыщенность открытого мира — вопрос дискуссионный. Far Cry не ждите, никто вас развлекать не будет. Здесь все сурово и по-спартански. Открытый мир Halo Infinite — это гигантская тренировочная площадка для прирожденных убийц. Можно сказать, что получилась эталонная Halo, особенно для первого знакомства. Но какой ценой!
Не обошлось без потерь. И здесь, наверное, — самая болезненная для меня история. В то время, как эксперты в интернете ломают копья, обсуждая открытый мир Halo Infinite («нет стелса и головоломок!»), я оплакиваю сюжет Halo.
В свое время, когда Bungie завершила свою трилогию о Мастере Чифе и отбыла из расположения Microsoft в свободное плавание, команда 343 Industries оказалась перед труднейшей задачей. Конфликт с Ковенантом завершился, враги разгромлены, наши победили. Нужно было придумать новые вызовы, расширять вселенную, переосмысливать ее, а также как-то скомпоновать и структурировать огромное количества окололитературы, возникшей вокруг Halo.
Все это великое наследие вдруг оказалось в руках студии, основанной после выхода Halo 3. Можно как угодно относиться к 4 и 5 частям игры, но 343 Industries справились с сюжетной частью (не очень было с геймплейной) и вывели конфликт в Halo на какой-то вселенский уровень. Тут вам и древняя история человечества, которое уже 150 тысяч лет назад гоняло тряпками инопланетных гнидогадойдов, и противостояние с Предтечами — мощнейшей працивилизацией — сложные вопросы о взаимодействии с Искусственным Интеллектом и даже подвезли серую мораль — неоднозначное отношение к самой программе «Спартанцев».
В Halo 5: Guardians разработчикам дали полный карт-бланш, и они покусились на святое, на самого Мастера Чифа! Появились новые Спартанцы, и можно было даже играть за одного из них — четкий и явный месседж от разработчиков: «Не только Мастер Чиф такой крутой!». На этом смелые фантазии не закончились, и 343 Industries взялись за Кортану, искусственную напарницу Чифа. В финале игры она принимает на себя Мантию Ответственности (очень крутой концепт, кто не согласен, встречаемся на парковке ТЦ «Соларис») и берет контроль над всем искусственным интеллектом. То есть становится самым опасным существом в галактике.
Новая Halo должна была стать развязкой, гранд-финалом, термоядерным взрывом. Но Microsoft, испугавшись реакции коммьюнити и такого радикального переосмысления основ Halo, вежливо попросила разработчиков охладить свой пыл. Жаль. В итоге первые мысли при запуске нового Halo — это сплошные вопросы: где Кортана, где Прометейцы, где Мантия Ответственности, где те самые Гардианы, где Синяя Команда и Локк, где доктор Хэлси, где ваш хваленый Атриокс, где сотрясание основ и величайшая битва в галактике? Где это все?
Вместо этого у нас получается локальный конфликт с террористической группировкой «Изгнанники». Досадно, когда разработчики вынуждены наступать на горло собственной песне. Справедливости ради, кое-какие линии все-таки будут обозначены, и нам даже расскажут о войне с Кортаной. Обидно, что поучаствовать в этом конфликте нам не суждено.
В итоге, с одной стороны, мы получили возвращение к истокам. Halo, сделанное по учебникам и заветам. По сути, очередной перезапуск серии. Играется как надо, как и должно было лет 10 назад. Нам вернули Кортану (не злобную суку, а милую и даже слегка наивную помощницу, как и было в начале), новый Ковенант и даже обозначили новую галактическую угрозу. Halo CE вайбз. С другой стороны, есть ощущение, что разработчики делали игру со связанными руками и постоянно оглядывались — на коммьюнити, на боссов Microsoft. Эх, хотел бы я взглянуть на изначальный концепт сюжета Halo Infinite.
Немного игровых терминов для тех, кто проспал все на свете:
Мастер Чиф (Джон-117, Старшина). Главный герой серии Halo. Один из самых узнаваемых игровых персонажей, наравне с Соником и Марио. Генетически измененный супер-солдат, прошедший подготовку по программе «Спартанец». Изначально Спартанцев готовили к подавлению восстаний на земных колониях. Галактический ОМОН, да-да. Однако их боевые качества пригодились в борьбе с инопланетными угрозами. Мастер Чиф настолько суров и беспощаден, что среди инопланетян заслужил прозвище Демон. Нет, шлем не снимается.
Halo (Кольцо, Ореол). Те самые Кольца, на поверхности которых проходит большая часть игр серии. Являют собой гигантские искусственные сооружения, способные уничтожить все живое в галактике. Также хранят в себе образцы флоры и фауны, чтобы потом было чем заселить опустевшие планеты. Управляются искусственными Смотрителями, которые частенько играют не последнюю роль в сюжете Halo.
Кортана. Искусственная напарница Мастера Чифа. Из обычного голосового помощника игрока постепенно эволюционировала в полноценного персонажа всей серии. Представить Мастера Чифа без Кортаны уже просто невозможно. В 4 и 5 играх серии всячески подчеркивалась сентиментальная привязанность Мастера Чифа к Кортане. Как и всякий гаджет, Кортана имеет ограниченный срок службы. На этом был построен сюжет в предыдущих играх: Кортана ехала кукухой, а Мастер Чиф ничего не мог с этим поделать, хотя всячески пытался.
ККОН (United Nations Space Command, UNSC). Космическое Командование Объединенных Наций. В отличие от ООН, действительно имеет широкие полномочия и защищает Землю от разного рода угроз. Это и военная, и научная, и гражданская организация, фактически замещающая правительство Земли в условиях войны. А война никогда не заканчивается.
Ковенант. Религиозный союз инопланетных рас, направивший крестовый поход против человечества. Один из главных противников (и поставщик основных вражеских юнитов для игрока) первых трех частей Halo. Был уничтожен Мастером Чифом (еще бы нет). Ковенанта уже давно нет, а его представители все также попадают в перекрестие прицела игрока. Традиция.
Изгнанники (Banished). Новая инопланетная группировка, появившаяся в Halo Wars 2. Осколок Ковенанта, который заявил свои права на власть в галактике. Верховодят в новом союзе бруты, они же Джиралханай, они же «бугаи» в русском переводе. Гориллоподобные существа, наделенные недюжинной физической силой. Могут накостылять даже Спартанцам.
Предтечи (Forerunners). Развитая космическая працивилизация, управлявшая галактикой миллионы лет. Именно они построили Кольца, а также оставили после себя огромное количество других могущественных артефактов. Считались исчезнувшими, что не помешало им вернуться в Halo 4 в виде отдельных представителей. К человечеству относятся скорее негативно, так как один раз уже уничтожили его 150 000 лет назад, вернув в первобытный строй.
Потоп (Flood). Космическая мразь, отсылающая нас к фильмам «Чужой» и «Нечто». Споровидная и паразитирующая форма жизни, заражающая другие организмы. Уровень угрозы — вселенский. Управляется Могильным Разумом, с которым сталкивается Мастер Чиф. Угроза Потопа на данный момент считается ликвидированной. В Halo Infinite анонсируется новая космическая напасть, «пострашнее Потопа». Можете себе представить.
Атриокс. Лидер Изгнанников, а также один из главных героев в Halo Wars 2. По какой-то причине отсутствует в конфликте Halo Infinite. То ли погиб (нет, конечно), то ли в командировке. Судя по тому, как бережно пестуют этого персонажа, он обязательно вернется. Возможно, даже в качестве играбельного персонажа, как это однажды уже было в Halo 2, когда нам дали играть за Арбитра, представителя расы Сангхейли.
Предшественники. Создатели всего, в том числе Предтеч и человечества. В свое время Предтечи настолько преисполнились, что решили покончить с богами и перебили их всех. Ну как, почти. Судя по завязке Halo Infinite, именно на их возвращение намекают в игре. Фигурирует некий термин «Вечные». Если речь идет действительно о Предшественниках, то огребут все.
Несколько советов для комфортной игры в Halo Infinite:
— Если играете первый раз, или не запускали Halo со времен Reach, то не геройствуйте и не играйте на уровне сложности Heroic или Legendary. В игре нет кооператива (временно), и это сильно омрачает жизнь в некоторых моментах. Например, при нападении двух Охотников, которых нужно бить сзади. Сменить уровень сложности во время игры нельзя. По крайней мере, у меня не получилось.
— Крюк-кошка — это подарок небес. Низкий поклон, 343 Industries! Он настолько лег в руку, будто был там всегда. Гарпун теперь — неотъемлемая часть Мастера Чифа, как и Кортана. Используйте его всегда и везде, особенно при острой необходимости сблизиться с врагом.
— Удар прикладом. При всей боевой выучке и высокотехнологичности Спартанца, удар прикладом — все еще самый мощный прием в игре. Не стесняясь лупите врагов врукопашную. Лучше всего применять вместе с гарпуном. Эффект ошеломляющий.
— Подвезли новые виды взрывающихся бочек — энергоблоки. Имеют разный цвет и, соответственно, разный эффект при уничтожении. Потдягивайте их гарпуном и швыряйте в противников. Весело, эффектно и громко!
— Не мучайте себя зачисткой всего и вся. Halo — это всегда про ваш личный скилл. Прокачка в игре есть, но она немного формальная, а апгрейдов раскидано довольно щедро, даже на сюжетных заданиях. За первый час я прокачал гарпун на максимум, а это самая полезная абилка в игре. Помните: любого врага можно убить любым оружием. Мастер Чиф сам по себе — довольно опасное оружие.
— И все-таки некоторые локации лучше зачистить, хотя бы для быстрого перемещения между ними. Наибольший интерес представляют вражеские базы, которые захватываются за 5 минут. Выбирайте базы поближе к сюжетному заданию.
— На базах можно подхарчиться оружием и техникой, а также загрузить местную десантуру в свой «Вепрь» и отправиться развлекаться к ближайшему заданию. Если какой-то эпизод совсем не дается, то ок, можно покачать базы, и тогда на миссию поедете на танке. Любой самый жирный босс отъедет за пару выстрелов.
— Воспринимайте Halo Infinite не как Far Cry, а как сюжетный шутер с максимально широкими локациями. Основной сюжет все равно происходит в замкнутых сооружениях Предтечей, как и раньше. Так что дышите полной грудью в открытых локациях, наслаждайтесь свободой, а затем снова ныряйте в недра Кольца, чтобы узнать его тайны. И будет вам счастье.