Продолжаем подводить итоги этого года. Еда, бухло и сериалы — это, конечно, хорошо, но можно подумать и о чем-то более утонченном. Например, о том, как рэпер RZA продавал крэк, или о том, каково приходилось патологоанатомам в Англии времен Тэтчер, а то и вовсе о полуобнаженных красотках с обложек старых хорроров. В общем, Отвратительные мужики рассказывают о самых важных книжных открытиях 2021. Присоединяйтесь!
Владимир Бровин
«Wu-Tang Clan. Путь Дао», RZA
Посоветовать эту книгу можно трем категориям людей: тем, кто угорает по оллскульному рэпу, любителям восточной философии и всем остальным. Вас ждет действительно необычное чтиво. Рэпер RZA — бывший уличный гангстер, основатель легендарной Wu-Tang Clan и по совместительству практикующий мастер кунг-фу, мусульманин, буддист, даос и оккультист. И все это одновременно. Можете себе представить, какой винегрет идей и автобиографических поворотов ждет вас на этих страницах.
RZA начинает книгу о даосизме словами: «Славься Аллах, повелитель всего сущего» — и ты сразу понимаешь, что человек, как минимум, непредвзятый и незакостенелый. Он просто угорает по духовному поиску, который начал еще в нью-йоркском гетто. Рэпер расскажет о том, как продавал крэк и жил с 18-ю родственниками в одной двухкомнатной квартире, как в 11 лет попал в оккультную секту пятипроцентников, как нашел свой стиль благодаря фильмам о кунг-фу и начал делать рэп в районе, где диджеи запросто могли начать стрельбу друг по другу из-за творческих разногласий. В общем, «Wu-Tang Clan. Путь Дао» — это и крайне необычная автобиография, и книга о мучительном духовном поиске, и просто ода хип-хопу и человеколюбию.
Мой любимый момент — когда молодой RZA приезжает в один тихий городок на семинар по медитации и осознанности, местечко ему приходится по вкусу, и после этого рэпер грабит своего барыгу в Нью-Йорке, отжимает у него чемодан крэка, возвращается в тот городок, чтобы барыжить самому, и в итоге чуть не погибает под пулями в разборке. Карма? Да не, просто «херня случается, чувак».
Владимир Самойлов
«Прогнившие насквозь. Тела и незаконные дела в главном морге Великобритании», Питер Эверетт
В этом году художественную литературу практически не читал, зато по полной погрузился в пучины нонфикшена. Больше всего понравилась книжка Питера Эверетта «Прогнившие насквозь. Тела и незаконные дела в главном морге Великобритании» — мемуары врача, не один десяток лет посвятивший работе с покойниками.
Помимо прекрасных баек о быте лондонского морга 80-х годов книга пестрит живописными картинами эпохи «тетчеризма» с ее проблемами в экономике и общим пессимизмом. Эверетт рисует дождливый Лондон одутловатым от пива и дешевых наркотиков увальнем, для которого творящаяся вокруг адская дичь больше не является чем-то необычным. Лондон как бы смирился с безумием и просто назначил ответственных разбираться с последствиями. В том числе назначил и Эверетта, чтобы тот ковырялся в трупах изнасилованных стариков, детей с пробитыми черепами и наркобарыг с разорвавшимися в желудке презервативами, набитыми кокаином.
Идеальное зимнее чтиво для джентльмена, которому вечерком хочется хапнуть жуткой хтони под кружечку чая. Рекомендую!
Алексей Евглевский
«Оправдание Острова», Евгений Водолазкин
Если знаете, кто такой Евгений Водолазкин, и вам нравятся его произведения, немедленно покупайте «Оправдание Острова». Если не знаете, то эта книга вряд ли подойдет для знакомства с его творчеством. Тем не менее, я все равно ее рекомендую. В первую очередь потому что это замечательный сатирический роман. А во вторую — потому что это одна из самых необычных книг, что я читал в этом году.
Она оформлена в виде летописи выдуманного островного государства. Ее ведут местные хронисты, которые меняются с течением времени, а вместе с ними сменяется и язык повествования. Это одна из главных причин, почему я влюбился в «Оправдание Острова». То, как автор жонглирует стилями, вызывает восхищение. Учитывается и характер каждого отдельного писца, и эпоха, в которой он жил, и политические силы, которые на него влияли.
Вторая причина — бесподобный юмор, высмеивающий самые разные людские пороки, но в исключительно исторической перспективе. Поэтому получаются шутки не над отдельно взятым неизвестным государством, а над историей в целом. И тут даже неважно явно выпирающее православное мировоззрение автора, видна его самоирония. Поэтому любые остроты воспринимаются легко и по-доброму. Для любителей исторических романов однозначный мастрид. Для всех остальных, скорее всего, непонятная белиберда сумасшедшего.
Стас Ломакин
«Доктор Гарин», Владимир Сорокин
Сорокинский мир будущего даст сто очков форы любому фантасту. Раздробленная на княжества Россия с обязательной Московией; доминирующий Китай; великаны, лилипуты и черт знает кто как полноценные члены общества; новые, ни на что не похожие наркотики вроде золотых рыбок из «Дня опричника» или гвоздей из «Теллурии», которые для особого состояния экстаза забивают в макушку; новые капризы элит, для которых жарят стейк на собрании сочинений Толстого («Манарага»); угроза ядерной войны уже, кажется, не **** уже никого.
Тексты Сорокина насыщены этими невероятными деталями, но при этом почти всегда очень компактны — и хочется еще! Больше 10 лет в повести «Метель» писатель затизерил очередной образ альтернативной России, прервав рассказ на самом интересном месте. «Доктор Гарин» позволил узнать, чем все кончилось в повести, но главное — вдоволь попутешествовать по сорокинской России будущего. И калейдоскопичная структура романа к этому располагает: вместе с главным героем мы не просто изучаем альтернативную Россию, но погружаемся в самые ее пучины, ******* (удивляясь) на каждом шагу. И хотя «Гарина» в литературной критике пожурили за отсутствие «должной» глубины, как развлекательная литература текст просто прекрасен.
Дмитрий Соколов
The Art Of Pulp Horror. An Illustrated History (2020)
Один из лучших рождественских подарков, который мне когда-либо дарили: роскошно иллюстрированная история бульварного хоррора в ХХ веке, от 1910-х — 1920-х и вплоть до 1990-х.
Причем охвачены не только комиксы, но и все ключевые формы визуальной культуры прошлого века. Есть отдельные главы про искусство плакатов для трэш-хорроров, постеров для эксплотейшнов, и даже раздел, посвященный обложкам книг знаковых хоррор-авторов конца века, таких как Стивен Кинг и Клайв Баркер. И важно, что это не просто перечень самых известных обложек и постеров, но также путеводитель по ключевым журналам и художникам, внесшим крупный вклад в развитие лучшего в мире жанра.
Впрочем, если вы не знаете английского или вам лень все это читать (а текста в книге много) это все равно отличное чтение? просто посмотрите на эти картинки. Тут есть все: похотливые вампиры, сосущие кровь из невинных девушек, всевозможные зомби, сто тысяч миллиардов видов злобных инопланетян, мохнатые оборотни, держащие в своих гигантских лапищах до смерти напуганных селянок — и так далее. Черт, есть даже гномики-нацисты!