В российский прокат выходит новый фильм Ари Астера, в котором Хоакин Феникс до смерти боится жить и страдает от абьюзивной матери. Завязка, может, и банальная, но в итоге получился пока что самый изобретательный, безумный и трогательный фильм года.
Великовозрастный девственник Бо Вассерман страдает от панических атак, исправно посещает психотерапевта, а поход за водой через улицу для него — смертельно опасный квест. Узнав о том, что дражайшая матушка скончалась жуткой смертью (ей размозжило голову упавшей люстрой), Бо собирает волю в кулак и отправляется на похороны, несмотря на потерю багажа, мобильника и ключей от квартиры. Это путешествие не только станет для Бо величайшим приключением в жизни, но и необратимо преобразит всю его жизнь.
Первое, что необходимо сказать: «Все страхи Бо» — фильм, который постоянно (и чаще всего очень изящно) обманывает зрительские ожидания. Это не триллер, хотя здесь немало саспенса. Это не драма, хотя ключевые персонажи здесь прописаны вполне реалистично, а затронутые в сюжете проблемы знакомы многим людям. Это не комедия, хотя юмора (чаще всего мрачного) здесь предостаточно. И в то же время «Все страхи Бо» соединяет все эти жанры в сложном, но очень эффектном синтезе. Ари Астер снял фильм, от которого где-то раз в десять минут падает челюсть, с треском рвутся шаблоны и выносятся мозги. И так — три часа.
Если говорить предельно кратко, то «Все страхи Бо» — сюрреалистическая черная комедия о том, как человек преодолевает травму сепарации от матери.
А формальный сюжет здесь проще некуда: вечно напуганный ипохондрик едет на похороны матери, преодолевая одно препятствие за другим. Но есть нюанс: чем ближе Бо продвигается к цели, тем более безумным, во всех смыслах, становится мир вокруг него. По улицам бегает голый и обрезанный мужик, тыкающий людей ножом. На заднем дворе у дружелюбного хирурга обитает спятивший ветеран, разговаривающий криками. В лесу рядом живет странствующая театральная труппа, показавшая Бо его собственное будущее. Женщина кончает и превращается в окоченевший труп. А на чердаке семейного особняка живет ОГРОМНЫЙ и ОЧЕНЬ злой… впрочем, это уже спойлер.
Вся эта дичь показана Астером с ироничной, но несомненной гениальностью. Эстетика и атмосфера здесь порой напоминают фильмы Чарли Кауфмана (особенно недавний «Думаю, как все это закончить») или Паноса Косматоса (не столько «Мэнди», сколько «За пределами черной радуги»). Но Астер обходится без мизантропии первого и не пишет любовные письма эксплотейшну, как второй. «Все страхи Бо», несмотря на обилие криповых и грустных моментов, ощущаются как одна длинная шутка, рассказанная с серьезным лицом (и оттого еще более смешная).
А за всем нагромождением галлюциногенных сцен четко проглядывает столь же важная, сколь и печальная мысль: взросление неизбежно сталкивает детей с родителями, а неудачное отделение от семьи может поломать человеку всю жизнь. В определенном смысле «Все страхи Бо» — это фильм о том, что становясь взрослым, ты невольно убиваешь собственных родителей. Тема эта хорошо знакома с античных времен, и уже косвенно затронута Астером в «Реинкарнации». Но здесь намного больший акцент сделан на комическом, а не трагическом аспекте этого процесса.
Впрочем, юмор во «Всех страхах Бо» очень специфический, целиком построенный на контрасте между предельным абсурдом ситуаций и смертельно серьезным главным героем.
Бомжи оккупировали квартиру, когда ты вышел в магазин? Сбило машиной, и ты проснулся в семье врача? Твой отец умер в первую брачную ночь? А что, если твоя жизнь — иммерсивный спектакль?
Бо весь фильм вместе со зрителями обалдевает от происходящего, пытается вести себя разумно, а заодно всеми силами понять — что, черт подери, происходит? И здесь на передний план выступает актерский талант Хоакина Феникса, который превосходно играет нелепого, жалкого, но при этом обаятельного персонажа. Вся драма в фильме держится на отношениях Бо и его матери (блестящая, но небольшая роль Патти ЛюПон), остальные персонажи, даже самые яркие — лишь оттеняют эту сюжетную линию. Хочется отметить разве что крошечное камео Джулиана Ричингса — ветерана хоррора, сыгравшего в «Повороте не туда» (и куче других фильмов, часто под толстым слоем грима).
Главная победа Астера как режиссера — то, что глубокий и подлинно трагический конфликт матери и сына филигранно сочетается с кринжовейшими сценами. От ситуации, когда под потолком над ванной у Бо оказывается бомж (не спрашивайте!) и до финального судилища. Комбинация серьезности и гротеска, с которой Астер аккуратно играл в ранних работах, тут развернута по максимуму.
Помните ритуальный секс в «Солнцестоянии»? Или заключительные кадры «Реинкарнации»? Помножьте это надвое и затем возведите в квадрат. Из подобных сцен здесь составлен весь фильм.
При этом снят он очень профессионально. Павел Погоржельский, любимый оператор Астера, за три часа успевает сменить с полдюжины визуальных стилей, которых вполне хватило бы на оформление мини-сериала. Особого внимания заслуживает спектакль, устроенный для Бо в лесу: это полноценная короткометражка, с роскошной анимацией и очень классными образами, отсылающими к древнегреческому искусству.
Вообще, работа художников-постановщиков и дизайнеров здесь потрясающая, все ключевые локации продуманы до мелочей, далеко не все из которых будут заметны с первого просмотра. Музыка от Бобби Крлика (композитор Red Dead Redemption 2 и Returnal), напротив, запоминается реже, но подобрана в целом неплохо, учитывая частые смены тональности в фильме. Лирические темы и мрачный эмбиент в нужные моменты сменяются бойкой электроникой.
Что до недостатков, то «Все страхи Бо» может под конец раздражать не столько гигантским хронометражом, сколько пристрастием Астера к ложным концовкам.
Плотность событий здесь огромная, но темп по большей части выверенный, поэтому усталость от них если и ощущается, то далеко не сразу.
А вот в последней трети можно насчитать где-то три или четыре точки, на которых фильм можно бы завершить, но он и не думает заканчиваться. Правда, об искусственной затянутости речи не идет. Скорее, Астер вновь и вновь вкидывает WTF-моменты, приближая громогласную кульминацию.
Так что перед нами, определенно, один из главных кандидатов на звание «фильм года». Столь разнообразной и выверенной концентрации дичи — как веселой, так и грустной — в мейнстримном кинематографе не было очень давно. Ари Астер снял многослойный и очень красивый фильм, в котором продемонстрировал все грани своего таланта. «Все страхи Бо» — стопроцентно культовое кино, которое не все поймут (и не все полюбят), но его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы самостоятельно ответить на вопрос: «Что это было, мать вашу?!»