22 декабря на Netflix вышла первая часть сай-фай эпика «Мятежная Луна» — нового проекта Зака Снайдера. О том, каким получился долгострой от режиссера «300 спартанцев» и «Запрещенного приема», рассказывает Дмитрий Соколов.
В огромном межзвездном королевстве разгорается кризис: после гибели короля древняя династия прервалась, а место монарха занял жестокий сенатор Велизарий, объявивший себя регентом. Захват власти в метрополии спровоцировал восстания на периферии: повстанцы отвергли новый режим, считая регента тираном и узурпатором.
Чтобы предостеречь распространение бунта, Велизарий отправляет карательную экспедицию на окраины обитаемых миров, где мирно живет мелкая аграрная колония. Местные фермеры пытаются было договориться с армией, но получается не очень: солдаты убивают всех, кто им мешает и требуют поставок зерна. Единственная надежда селян — Кора, экс-воительница, давно забросившая военное ремесло. Ей предстоит отправиться на поиски наемников, способных бросить вызов армиям Велизария и возглавить революцию против диктатуры.
Как обычно, сначала о главном: «Мятежная Луна» — это красивая и динамичная космическая опера, сделанная с явным вниманием к деталям, хоть и не лишенная парочки заметных недостатков. Зак Снайдер хорошо известен как мастер визуала, и здесь его талант заметен в каждом кадре. Но кроме сочной картинки в «Мятежной Луне» есть самостоятельный (к тому же не самый банальный) сеттинг, технично снятый экшн и внятный сценарий.
А теперь — обо всем этом по порядку.
Начнем с концепта. «Мятежная Луна» — целиком и полностью авторский проект, находившийся в разработке еще с начала 2010-х и вдохновленный фильмами Акиры Куросавы, «Звездными Войнами», а также комиксами из серии Heavy Metal. С привычным мастерством Снайдер соединил столь разнородные компоненты в рамках единого стиля, так что «Мятежная Луна» всегда выглядит впечатляюще. Огромные звездолеты Королевства величественно рассекают черноту космоса, от пейзажей метрополии (здесь она зовется Праматерь!) захватывает дух, а дизайн костюмов и монстров моментально врезается в память.
Снайдер постоянно обыгрывает «инопланетный» сеттинг: нам показывают кучу разнообразных миров, многие герои (даже эпизодические и фоновые) щеголяют вычурными нарядами, да и вообще, проработка визуальных деталей на высоте. Лучше всего удались (что неудивительно) плохие парни из Королевства: бордово-черные кожаные плащи их офицеров одновременно напоминают нацистскую униформу и наряды римских генералов, а покрытые пыльной броней солдаты выглядят как лайт-версия воинов Анклава из Fallout.
Еще здесь есть гигантская гуманоидная паучиха, наркотентакли из кальяна (увидите — поймете) и разумный жук, говорящий через обдолбанного мужика в баре. Короче говоря, мир «Мятежной Луны» явно живой и густонаселенный — контента хватит не только на вереницу сиквелов, но и на пару-тройку сезонов сериала. Общая расстановка сил (свободолюбивые повстанцы против злобной империи) аналогична «Звездным Войнам», но многие детали конфликта напоминают об истории Римской империи, а отдельные сцены — о «фронтирной романтике» Дикого Запада. Столь последовательное стремление Снайдера к оригинальности заслуживает уважения: в эпоху бесконечных ребутов, ретеллингов и ремейков перед нами внятная заявка на полностью самостоятельную франшизу, не основанную на книге, более раннем фильме или видеоигре.
Что касается сценария, то здесь Снайдер тоже сработал грамотно. В настолько обширном сеттинге легко потеряться, но сюжет, несмотря на обилие внеземной экзотики, выстроен четко: главная героиня путешествует из локации в локацию, набирая команду, с которой она в конце сражается против плохих парней. При этом в проброс даны кое-какие важные нюансы из ее прошлого, а также представлены важные персонажи, которым, судя по всему, предстоит раскрыться во второй части дилогии.
Несмотря на хронометрах в два с небольшим часа, провисаний в фильме не ощущается, напротив, Снайдер умело чередует боевые и спокойные сцены, выдерживая достаточно размеренный темп. Каких-то глубоко прописанных личностей здесь нет, но вряд ли это можно считать большой проблемой. Это не психологическая драма о фермерше-революционерке, а размашистое «космическое фэнтези» с обильными взрывами, драками и перестрелками. Кое-какие диалоги изредка режут слух избыточной напыщенностью, но даже этот пафос объясним серьезностью задач, стоящих перед Корой и ее соратниками.
Зато когда от слов переходят к действиям, такие мелочи забываются. Хотя в «Мятежной Луне» нет столь же крышесносного экшна как в «Запрещенном приеме» или тех же «300 спартанцев», Снайдер по-прежнему знает толк в стильном насилии. София Бутелла в эффектном слоу-мо раскидывает королевских солдат, кибер-наемница Немезида (Пэ-Ду-на, игравшая в «Сочувствии господину Месть») прорезает брюхо огромной паучихе, а Стаз Нэйр (из «Игры престолов») объезжает черного грифона. Даже короткие флэшбеки главной героини Снайдер оформляет как масштабные боевые сцены. Короче говоря, экшном зрителей потчуют регулярно.
Но, к сожалению, именно с боевыми сценами связана главная проблема фильма. Учитывая стилистику здешнего экшна, «Мятежной Луне» был жизненно необходим рейтинг R, а не детский PG-13, из-за которого многие сцены выглядят обрезанными в лучших моментах. Снайдер никогда не чурался креативного кровопролития, несмотря на то, что в том же «Запрещенном приеме», например, его практически нет. Но там это отсутствие обойдено за счет сказочного сеттинга и нечеловеческих противников (типа роботов или солдат-зомби). А здесь-то почти все враги — люди, и даже то, что один выстрел из бластера может пробить им броню, зачастую выглядит не фичей, а ненужной уступкой.
И тем не менее, в «Мятежной Луне» достаточно достоинств, чтобы компенсировать все (немногочисленные) мелкие недостатки. Зак Снайдер подготовил для нас красивое и увлекательное зрелище, не копирующие чужие наработки, но основанное на авторской фантазии. Пожалуй, со времен «Восхождения Юпитер» или даже «Аватара» в фантастике не было столь же амбициозного проекта в плане проработки собственного мира. Как серьезная заявка на новую франшизу фильм работает, хотя в полной мере потенциал проекта станет ясен лишь после выхода второй части в 2024-м.