Не так давно, 29 ноября 2024 года, Анджей Сапковский разродился долгожданной девятой книгой по вселенной Ведьмака. На этот раз писатель все внимание уделил юности Геральта из Ривии, его первым шагам на ведьмачьем пути, по ходу рассказа раскрывая многие секреты, волновавшие фанатов все эти годы, и оставляя новые загадки. Как большой фанат книжной серии о приключениях беловолосого циника с ранимой душой, я, как только появился фанатский перевод, сразу же бросился его читать и по свежим впечатлениям написал этот обзор.
Заметка: я зачитывался именно серией книг, со вселенной игр от CD Projekt RED, я знаком поверхностно. Поэтому в статье идет разбор и сравнение именно книжного Геральта, без упоминания игровой серии, к которой у меня положительное отношение, взятое в основном из просмотра игрофильмов.
Сапковский все еще в строю
Что можно однозначно сказать после прочтения долгожданной книги — Сапковский все еще может. Мастерства автору не занимать, и общее впечатление от книги приятное. Мы снова видим любимого героя во времена, когда он еще не был столь циничен и разочарован жизнью. Так как повествование почти полностью сосредоточено именно на приключениях ведьмака, нам не нужно отвлекаться на многочисленные политические дрязги, которыми полна основная серия книг.
Анджей Сапковский по-прежнему неплохо передает атмосферу фэнтезийного Средневековья, со всеми его жестокостями, несправедливостями, грязью и отсутствием ценности человеческой жизни. Центральная линия сюжета построена ровно, а дополнительные приключения мягко вплетаются в основную канву, разбавляя и добавляя деталей повествованию.
Тем не менее, как и у любой книги, у «Перекрестка воронов» есть свои плюсы и минусы и далее последует более подробный их разбор, поэтому классическое предупреждение о спойлерах: если не читали книгу, сначала лучше прочесть.
Приключения юного Геральта
Одним из плюсов для меня стала сама возможность посмотреть на беловолосого ведьмака в юном возрасте, когда он только-только выбрался из Каэр Морхена на большак. Все мы привыкли к побитому жизнью, разочарованному в людях и постоянно брюзжащему Геральту из основной саги. Поэтому было интересно посмотреть на наивного юношу, делающего первые шаги на пути убийцы чудовищ и познающего простую истину — что люди чаще всего гораздо хуже любого гуля или химеры.
Уже в начале книги есть сцена, где Геральт, спасая крестьян, ввязывается в драку с солдатами и убивает их, после чего лишь чудом избегает самосуда. Видимо именно здесь был заложен тот самый нейтралитет ведьмака, который он так безуспешно пытался проявить в основной саге.
Не менее интересны истоки нелюбви ведьмака к чародеям и интереса к чародейкам. Ведь главный антагонист «Перекрестка воронов» — именно магистр магии, Артамон из Асгута, автор «Монструм или ведьмака описание». Того самого памфлета, очерняющего ведьмаков, куски из которого мы так часто видели в качестве эпиграфа ко многим главам основной саги.
Более того, именно этот чародей, как оказалось, является подстрекателем нападения на Каэр Морхен, проблема которого тянется через весь «Перекресток воронов», создавая основную линию сюжета.
Также мы можем найти в книге истоки неоднозначного отношения ведьмака к чародейкам, так как единственная представительница их в книге, целительница Врай Наттеравн, играет в жизни Геральта двойственную роль. С одной стороны, она шантажирует ведьмака и заставляет себе помогать, с другой, в благодарность за помощь позже спасает жизнь ему и жрицам богини Мелитэле.
Интересным способом показать неопытность Геральта стала еще одна история о битве со стрыгой. Сравнивая ее с самой первой историей о расколдовывании дочери короля Фольтеста, мы можем видеть, насколько ведьмак юн в «Перекрестке воронов», и насколько более спокойным профессионалом стал он в основной саге.
Ведьмак школы Змеи
Особую, вторую по важности роль в книге играет Престон Хольт, еще один беловолосый ведьмак, ставший спасителем Геральта от самосуда и временным наставником. Через его историю как раз и раскрывается трагедия нападения на Каэр Морхен. Он рассказывает о появлении первых ведьмаков, и его медальон демонстрирует нам, что школа Змеи, к которой принадлежал Лето из Гулеты из второй части игровой серии, теперь канон. Правда, к сожалению, кроме намека на само существование этой школы, Сапковский не дает никакой информации.
Престон в книге является тем самым мудрым наставником, что вводит юного и наполненного идеализмом ведьмака в грязный и жестокий мир людей, учит его выживать и позже берет на себя вину Геральта, отправляясь на эшафот, таким образом закручивая самую мощную эмоциональную струну сюжета.
Его неоднозначность, трагизм и история жизни позволяет нам увидеть корни того самого, известного нам по основной саге Геральта, смешавшего в себе юную наивность и цинизм разочаровавшегося в людях героя.
Сапковский сбавил обороты
Несмотря на общее положительное ощущение от новой книги, есть в ней и некоторые моменты, слегка портящие впечатление. Перечитав после «Перекрестка воронов» любимые места из основной саги и даже «Сезон гроз», можно сказать, что концентрация и накал все-таки стали сильно проседать.
То есть в «Перекрестке» есть почти все, что я так люблю в саге о ведьмаке: юмор, чернуха, правда жизни, приключения, интриги. Но все это как-то приглушено, как будто автор то ли устал, то ли писал книгу больше для удовлетворения фанатов и заработка очередного мешочка злотых, а не потому, что его жег огонь творчества.
При этом зачем-то очень сильно и жестко, прямо-таки максимально вычурно изображена сцена ритуальной казни Геральтом женщины, наложившей проклятие. Сама казнь сюжетно оправдана, но вот описание кровавых подробностей даже меня, спокойно прочитавшего «Песнь льда и пламени», заставила пропустить этот абзац. Не то, чтобы Сапковский ранее избегал чернухи и жести в книгах, но тут это подробное описание ощущается каким-то излишним. Как будто жесть была ради жести.
Да и один из сюжетных поворотов тоже выглядит роялем в кустах. В один из моментов Геральт узнает о том, что Артамон является врагом ведьмаков. Само построение сцены напоминает сюжет из голливудских блокбастеров, когда главный злодей зачем-то раскрывает коварные планы подчиненным, которых это не особо касается. Так что ведьмак, подглядывающий за происходящим из кустов, выглядит максимально неуместно. Этот момент мне показался слишком искусственным, видимо Сапковскому просто не хотелось придумывать более гладкий и естественный сюжет.
Немного покоробило и наличие целого вороха терминов из итальянской школы фехтования, которыми переполнено описание битв ведьмака с использованием меча. Наличие различных мандритто, меццокеркьо и пассо ларго, мне как неспециалисту ничего не говорит и выхолащивает впечатления от поединков. Совершенно непонятно, что ведьмак делал, как защищался и рубил врагов.
Ну и, наверное, главная, хоть и очень субъективная претензия к Сапковскому — в основной саге, да и в «Сезоне гроз» красной нитью через все произведение идет драма взаимоотношений ведьмака с чародейками, особенно Йеннифэр, создающая неповторимый колорит. В «Перекрестке воронов» все отношения с прекрасным полом заканчиваются на походе Геральта в бордель, да и то, это остается за кадром.
Но несмотря на некоторые моменты и шероховатости новая книга Анджея Сапковского все равно остается очень хорошим произведением, погружающим фанатов в любимый мир и оставляющим приятное послевкусие.