Помните всевозможные подборки фоток с неудавшимися и откровенно дерьмово сделанными старыми чучелами? Они были криповатыми, дурацкими и вызывали какой-то нездоровый смех. В свое время многие из нас позабавились, глядя на уродливые поделки таксидермистов и выкинули их из головы. Но сами чучельники не забыли: некоторые из них были просто в восторге от новых открывшихся возможностей и веяний в их любимом деле. Так появилась трэш/фрик-таксидермия.
Согласно исследованиям американских психологов, таксидермисты воспринимается современными людьми как представители самой жуткой из существующих профессий (после клоунов, разумеется). Таксидермия же вообще названа наиболее пугающим хобби из всех возможных. В принципе, оно и понятно, от создания чучел веет чем-то инфернальным, тревожащим и даже потусторонним.
Сами мастера этого дела явно догадываются о подобном отношении и потому не лишены самоиронии. Насколько здоровой или нездоровой является такая ирония судить сложно, но создание намеренно жутких чучел теперь не остановить. В мире фрик-таксидермии уже появились признанные мастера мирового уровня, свои стили и даже жестокая идеологическая война с ортодоксальными чучельниками.
- Чак Теста — ярчайший представитель трэш-таксидермии, хотя сам он этого, кажется, не понимает.
Сейчас уже трудно сказать, кто и что именно положило начало всей этой движухе в искусстве. Однако маскот и самый узнаваемый символ новой таксидермии появился ни много ни мало в 1731 году. Лев из Грипсхольмского замка был некогда любимым зверем короля Швеции, а после смерти превращен в чучело, которое до сих пор веселит своей несуразностью. Но с современной ситуацией все сложнее: не совсем понятно, кто стал первым настоящим мастером трэш-чучел как произведений искусства.
Принято считать, что начало всему положил экспрессивный (и попутно самый богатый в мире) художник Дэмьен Херст. Его подборка животных в формальдегиде под названием Natural History вызвала в свое время уйму отзывов и толков. Самая крутая из этих работ — акула, словно плывущая в аквариуме. Но, по правде сказать, несмотря на любопытное название и известность, «чучела» Херста во-первых не так уж интересны, а во-вторых, не факт, что он действительно был первопроходцем. К тому же, для него они — просто небольшая часть всей работы, а не стержень всего творчества.
На данный момент кроме Херста найдется еще как минимум дюжина трэш-таксидермистов с мировой известностью. Но больше всего для популяризации такого хобби сделала, пожалуй, художница Кат Су, которая написала книгу с говорящим названием Crap Taxidermy. В ней собраны самые знаковые, забавные, узнаваемые, или наоборот, малоизвестные образцы работы чучельников-фриков. Значительную часть представленных экспонатов сделала в своей мастерской сама Кат Су.
Нечто похожее создал художник Роберт Мэрбери. Его сборник Taxidermy Art полон всевозможных дурацких, пугающих, а иногда и восхитительных чучел, которые реально повлияли на современное искусство. Если Кат Су написала книгу скорее о забавном явлении, в котором она сыграла значимую роль, то у Роберта все, что называется, «на серьезных щщах» — очень обстоятельно и серьезно.
Но самые пугающие чучела выходят из бруклинской мастерской скульптора Кейт Кларк. Если в мире таксидермистов есть кто-то стоящий дальше всего от хулиганистой и дурашливой Кат Су и ее Crap Taxidermy, то это именно Кларк. Ее работы выглядят жутковато и даже по-своему извращенно. Но они изначально именно таковыми и задумывались. Кто бы мог подумать, что человеческие лица вместо морд животных могут выглядеть так зловеще? Вызывает ассоциации с экспериментами доктора Моро из романа Уэлса.
Современная таксидермия и ее мир — это изолированная система, где все свои, а в узком кругу художников-фриков бушует пламя лютой конкуренции. Здесь споры о том, кто самый сумасшедший и эпатажный, кто больший хулиган и у кого более глубокие метафоры, доведены до предела. Создание чучел из хобби для странноватых джентльменов превратилось с совершенно безумное занятие, полное самых разнообразных и противоестественных идей. А главное, таксидермия еще никогда не была такой пугающей, смешной и крутой одновременно.
Если вас внезапно увлекла тема таксидермии, то всегда есть возможность обратиться к интересным источникам. К примеру, сравнительно современному учебнику по созданию чучел из животных, или же к пособию таксидермиста викторианской эпохи, которое выглядит скорее как гримуар из историй Клайва Баркера. Кроме того, можно посмотреть небольшой, но любопытный документальный фильм.