Вечером 13 мая компания Microsoft сделала важное объявление: ее новая игровая система Xbox One не будет снабжаться сенсором Kinect в стандартной комплектации. В свою очередь, стоимость консоли с 9 июня снизится на $100 и составит $399 (в России консоль поступит в продажу осенью, цена не объявлена). Посмеявшись над гуляющими по интернету шуточками, члены редакции Disgusting Men и приглашенные гости пытаются понять, что это значит для Microsoft, самой Xbox и игровой индустрии в целом.
Петр Сальников В том, что Xbox One теперь будет продаваться без Kinect, свою роль сыграла и аудитория. Время показало, что геймеры — настолько застойный народ, что любая новая технология, тем более делающая желаемое приобретение дороже, принимается если не в штыки, то с определенной долей скепсиса. Учитывая, каким прогрессивным эта публика привыкла считать свое хобби – это парадокс.
Еще больший парадокс вот в чем: принято жаловаться на одинаковость ежегодных Call of Duty, Assassin’s Creed, Need for Speed; на то, что новые консоли мало чем отличаются от старых, — и при этом воротить нос от всех свежих идей. Хардкорная публика настолько закостенела в этом спиралеобразном движении, что хочет, на самом деле, только одного: чтобы бесплатные игры раз в месяц, скидки и акции. А на какой именно консоли — теперь уже и не очень важно. Платформодержатели тоже стали частью этой карусели сумасшедших смеющихся коней. И поэтому у Sony на PlayStation 4 многопользовательский режим стал частью подписки PS Plus, как в Xbox Live. Поэтому теперь Kinect 2.0 продается отдельно от Xbox One, как PlayStation Camera.
Я не берусь заступаться за Microsoft, которая за последние двое суток сумела отвлечь внимание диванных экспертов даже от Украины. Но это очень и очень печальная тенденция: технология, от которой у меня сперло дыхание в ходе прошлогодней презентации, оказалась невостребованной. Сейчас мне остается только порадоваться тому, что Oculus успела отдаться Facebook. Так у этой компании появился хороший тыл, не имеющий ничего общего с аудиторией, запутавшейся в собственных желаниях, избалованной издателями и платформодержателями, которые вечно идут у нее на поводу. И, чуть отклонившись от курса, получают по шапке. Такими темпами в этой же мусорной корзине прекрасных, но не востребованных технологий может оказаться и Project Morpheus — штука тоже удивительная, но, как и Kinect, Move и другая нишевая периферия, предназначенная далеко не для всякой игры.
Что касается непосредственно шага с отказом от принудительной упаковки Kinect в коробку с консолью, то это же здорово, радуйтесь. Теперь устройство стоит на сотню баксов меньше. Что до тех, кто поторопился и уже купил приставку — ну, вы же хотели получить Xbox One прямо сейчас. Если бы вы дождались официального российского старта, то, может, теперь не чувствовали себя обманутыми?
И потом, все эти новости не отменяют разработку игр специально для Kinect 2.0. С точки зрения публичной активности Microsoft, конечно, сказала много лишних слов про свой нежный сенсор, но на правах аксессуара он все еще крайне конкурентоспособен. Поэтому, дорогие зубоскалы, рано сосать друг другу члены.
Максим Самойленко Приход нового CEO в Microsoft, возможно, не сказался непосредственно на принятии некоторых решений, назревавших давно, но так совпало, что как только Сатья Наделла приступил к работе, Microsoft начала делать правильные вещи – и это очень вдохновляет. В отличие от Стива Баллмера, который очевидно пересидел в кресле главы компании и иногда походил на корпоративного упрямца, действовавшего чуть ли не вопреки интересам Microsoft, Наделла сохраняет холодную голову и мыслит исключительно категориями бизнеса. Чего стоит только тот факт, что свое первое публичное выступление он посвятил анонсу MS Office для iPad – при Баллмере это невозможно было представить.
Позавчерашние новости про то, что Microsoft выпустит версию Xbox One без Kinect и на $100 дешевле, укладываются в ту же парадигму: да, очень болезненно признавать собственные ошибки и расписываться в полном PR-бессилии (Xbox One изначально создан для работы с Kinect и неразрывно с ним связан, бла-бла-бла), но будет еще хуже, если не посмотреть на ситуацию трезво и не попытаться исправить ситуацию. А она до сего момента складывалась не то чтобы плохо, но очевидно не так, как планировали в Редмонде: Xbox One собрал противоречивую прессу, продался примерно на треть меньшим количеством экземпляров, чем PS4, и имеет не самую лучшую репутацию среди разработчиков. А любовь разработчиков – самое главное для платформодержателя, и вчера Microsoft сделала очень важный шаг, чтобы ее укрепить. Во-первых, теперь создателям игр для Xbox One не придется обязательно работать над поддержкой далеко не всем нужной технологии Kinekt, что является большим облегчением. Во-вторых, уцененная Xbox One наверняка начнет продаваться бодрее, а увеличивающаяся install base – главная причина для поддержки платформы авторами игр.
В общем, в последние месяцы Microsoft исключительно радует и посылает сигналы, что отныне в компании решения принимают люди, дружащие с головой – а это важный месседж для всей индустрии. И совершенно не важно, какую роль во всем этом на данный момент играет лично Сатья Наделла.
Вячеслав Мостицкий На эту новость можно посмотреть с двух сторон: с точки зрения бизнеса и потребителя. Если первое, то все хорошо, новый глава Microsoft Сатья Наделла большой молодец, Xbox One только что получила нужное преимущество, облегчило жизнь некоторым разработчикам. Поскольку мы говорим о развлекательном продукте далеко не премиум-класса, то снижение цены — очень важный и сильный пункт. А значительная часть новых владельцев Xbox One, возможно, и не заметят пропажи какого-то там устройства.
Бизнес, прибыль и доля рынка — это замечательно. Но есть простые игроки. Об этом среди экспертов говорить не принято, но давайте не будем забывать, ради чего все это делается. Ради того, чтобы люди могли весело проводить время, развлекаться и получать удовольствие. И в этом процессе очень важны доверительные и прозрачные отношения между компанией-производителем и потребителем. Важно взаимное уважение — вещь, казалось бы, тривиальная, но стыдливо замалчиваемая в нескончаемом обсуждении ревеню, ROI и стоимости привлечения/удержания пользователей. Но так получилось, что за последние годы Microsoft уже несколько раз сильно подвела своих фанатов: достойных Kinect-игр для кор-аудитории так и не вышло, аксессуар заброшен в своем игровом направлении; (хороших) эксклюзивных проектов для Xbox 360 в последние годы было до обидного мало; запущенная будто назло программа Games with Gold предлагает очень старые и неинтересные игры; поддержка инди-разработчиков становится все хуже и хуже. В сравнение сразу приходит лучший друг компании Microsoft, гигант Electronic Arts, чью продукцию я перестал покупать из-за наплевательского отношения к пользователям.
В то же время Sony, как бы наивно и идеалистически это ни звучало, слушает свою аудиторию — такое ощущение, что они даже NeoGAF, Reddit и Twitter постоянно прочесывают в поисках отзывов про PS4. Президент Sony Worldwide Studios Шюхей Йошида постоянно отвечает на вопросы обычных игроков в Twitter — он не только информирует, но и создает, кирпичик за кирпичиком, имидж PlayStation и закладывает мостик между компанией и пользователями. Простота архитектуры для разработчиков, качественная поддержка инди, опциональная, а не принудительная периферия, ставки как на максимально широкие ААА-проекты, так и на экспериментальные проекты — все эти вещи насколько же «бизнесовые», насколько и «геймерские». Иногда может показаться, что игроки (не самая прогрессивная в своем большинстве прослойка человечества) чуть ли не диктуют свою волю платформодержателю — хотя это, конечно, ни разу не так. Но впечатления складываются примерно такие, а это говорит об очень правильном взаимодействии с аудиторией и успешной и своевременной корректировке стратегии развития как сервисов и функционала, так и партнерских сделок и утверждении разрабатываемых внутри игр. Прибыль и количество проданных SKU — это хорошо, доверие аудитории — еще лучше, а если эти два вектора идут параллельно вверх, то вообще замечательно. А пока ситуация вокруг Microsoft складывается такая, что доверять ей свои деньги и, соответственно, время не очень хочется.
То, что аналитики называют сменой стратегии, игроки воспринимают как обман. И обман этот усугубляется крайне неумелой коммуникацией Microsoft с потребителями. Kinect — неотъемлемая часть Xbox One? Оказывается, нет. Xbox One изменит ваше представление о том, как вы играете и взаимодействуете с консолью? Нет. Xbox One наконец-то получит Kinect-based игры, привлекательные для кор-аудитории? Теперь тоже нет. В «Твиттере» я читаю много западных разработчиков, и среди них есть достаточное количество тех, кто этой новости откровенно расстроился – они хотели сделать хорошую игру для Kinect, но теперь потеряли все гарантии, которые им обещала Microsoft.
В ролике, посвященном снижению цены, Юсуф Мехди перечисляет «замечательные функции Xbox One, которые будут доступны покупателям версии без Kinect»: режим Snap, мгновенное переключение между приложениями и подключение TV через HDMI. Все. Достаточно ли этого, чтобы говорить о будущем электронных развлечений, а не просто о хорошей игровой консоли?
Александр Каныгин Не помню сейчас уже точно где, но, кажется, это был «Первый канал», как-то показывали сюжет о сумасшедших бабушках у подъезда, которые не пускали в дом растерянного электрика. В съехавших набок капорах и платках, с раскрасневшимися лицами они толкали парня, который стоял в общем-то в стороне и не пытался никуда проникнуть, и громко кричали: «Нам не нужен никакой ваш вайфай!». Ситуация была комичная и абсурдная одновременно: позже выяснилось, что старушки агрессивно нападали на прокладчика интернет-кабеля, потому что понятия не имели, что такое wi-fi и, само собой, он им был «в их доме» не нужен.
Так вот, из-за какого-то пространственно-временного сдвига аудитория гаджетов, программного обеспечения и игр, то есть, вроде бы, самые продвинутые в техническом плане люди, стремительно мутирует в вышеупомянутых бабок во время анонса любой новинки. Анонс Nintendo Wii: «Управлять движениями? Что за бред,? Как так можно?». Планшета: «Без кнооооопок? Как? Да кто это купит?». На посещаемом сайте появился новый раздел/программа/автор: «Хрень! До этого не было, и все было хорошо!».
Перечислять можно вечно, такая реакция встречает абсолютно любое громкое событие. Эти же люди, кстати, очень любят потом распушать катышки на свитерах, браться за подтяжки и роптить: «Стагнация! Инноваций ноль! Battlefield 4 ничем не отличается от Battlefield 3. За что я плачу деньги?». Ну как вам сказать, родные: а зачем инновации в темном подъезде, где уютно пахнет кошками, а на окнах раскинулись фикусы в горшках? Там любят игровые журналы с железобетонными рамками рубрик, фильмы с цифрами после названия, игры про войнушку и понятные приставки без умных камер и подключения к интернету. Привет!
Я не спорю, не все такие. Так что всем остальным: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».
Дмитрий Бурковский Давайте совсем просто: прайс-кат — это ВСЕГДА хорошо для продажи железа. Sony когда-то победила SEGA и вышвырнула последнюю из игрового бизнеса, просто произнеся на двух Е3-конференция последовательно «$299» и «$199» (кто не знает этой истории, почитайте – очень поучительно, про ценовую войну и информационную разведку). Другое дело, что сейчас Microsoft А) в роли догоняющего и Б) мне совсем не нравится отказ от обязательного Кинекта. Совсем. Поясню почему.
Вы знаете какой-нибудь успешный видеоигровой аксессуар, который стал популярным, но при этом не был обязательным при покупке приставки? Я знаю только один –DualShock. Потому что оригинальный геймпад у первой PlayStation был лишен аналоговых стиков. Но до релиза PS2 каждая игра на PlayStation должна была в обязательном порядке поддерживать старый геймпад, не позволяя сделать аналоговое управление обязательной частью геймплея. Образно, в этом и есть суть проблемы. Отказ от включения Кинекта в комплект поставки это с высокой вероятностью тихий закат и забвение этой технологии – тогда как наличие его в каждой приставке на старте Xbox One вселяло определенные надежды на то, что Microsoft хочет всерьез сменить парадигму управления в классических играх, добавив туда хотя бы тоже голосовое управление.
Инновации не возможны без ломания традиций. Игры бы перестали поддерживать Wii Remote, если бы он не был обязательным и единственно возможным органом управления. У самой Microsoft есть отличный пример – отсутствие жесткого диска в обязательной конфигурации Xbox 360 тупо усложнило разработку игр под нее, особенно на последних годах жизненного цикла консоли.
Оригинальный Kinect, PS Move, PS Eye и т.п. не создали вала продуктов, которые бы оправдывали их покупку. Самый успешный игровой аксессуар последних 10 лет – WiiBalance Board – продалась тиражом более 60 миллионов экземпляров (т.е. в десять раз больше, чем Xbox One и PS4 на данный момент), но под нее так и не вышло никакого столь же значимого софта кроме комплектного Wii Fit. А планы у Nintendo на это были, вы просто поверьте. Разработчики игр в современном мире — это довольно прагматичные люди: они либо не верят в успех необязательного аксессуара, либо не имеют ресурсов и возможностей тратить время на его поддержку.
То есть, если стратегия MS сейчас заключается в том, чтобы догнать Sony по цене, отказавшись от фокуса на не-игровой части Xbox One и выставив в качестве главного аргумента Titanfall, то Microsoftпросто потеряла год. Очень и очень жаль.