29 июня в российский прокат вторгается фильм «Гиппопотам», который наверняка пройдет незамеченным практически для всех. А зря, это кино заслуживает внимания даже до выхода и даже (удивительно!) если окажется паршивым. Как минимум, потому что он снят по одноименному роману Стивена Фрая, который в 1994 году иносказательно написал про Стивена Фрая.
«Гиппопотам» — это легчайший и милейший фарс о дворянском поместье, зоофилии, алкоголизме и кризисе среднего возраста. Но это все малозначительно по сравнению с тем фактом, что его написал Стивен Фрай — настоящий британский супергерой Человек-ирония. Одного этого, в принципе, должно хватить, чтобы заинтересоваться фильмом, который сняли по одной из лучших его книг. К слову сказать: ее он писал в пансионате во время кокаиновой завязки, ощущая себя новым и словно родившимся заново человеком (очевидно, именно поэтому вскоре после публикации он попытался покончить с собой).
В описании романа сказано, что ее главный герой, Тед Уоллис, — стареющий развратник и циник, хотя в большей степени подошло бы определение «перезрелый шалопай». Кроме того, что он — некогда подававший надежды писака, который к сорока годам пропил все таланты, Тед — довольно странная фигура. Для комедии — слишком многослойная и рефлексирующая, для драмы — слишком дурашливая. Нетрудно заметить, что так Стивен Фрай изобразил себя самого — человека, навсегда застрявшего между комедией и драмой, только гораздо более приятного, чем герой его книги.
Больше всего в жизни Теду Уоллису нравится хлестать скотч и часы напролет прогревать свое тучное тело в ванной, за что он и получил прозвище «Гиппопотам». Последние годы ему удавалось перебиваться рецензиями на театральные постановки, но в один прекрасный момент Тед теряет контроль над собой и устраивает скандал с битьем морд на премьере какой-то очередной постановки.
«Если вы человек порядочный, ну хотя бы наполовину, вас, вероятно, откуда-нибудь да выгоняли… из школы, из совета директоров, из спортивной команды, из комитета по присуждению премий, из клуба, из секты сатанистов-растлителей, из политической партии… откуда угодно».
В это межсезонье своей жизни он получает странное предложение. Его крестница уверяет, что совсем недавно была неизлечимо больна, но, съездив в поместье к неким их общим знакомым, Логанам, излечилась чудесным образом.
И вот здесь формируется крайне забавная завязка: крестница нанимает пьяницу и дебошира Теда Уолиса для того, чтобы тот провел собственное расследование и выяснил что к чему. Она знает, что он — известнейший циник и Фома неверующий, который ни в грош не ставит промысел божий. Именно поэтому ей и нужно, чтобы Чудо «разоблачил» именно он. В действительности, практически сразу становится понятно, что ее настоящий замысел в том, чтобы дядюшка Тед, столкнувшись со столь восхитительным и необъяснимым феноменом, перестал быть таким мудилой, обрел веру и взялся за ум.
Далее следует спойлер, который (что бывает крайне редко) не портит впечатление от книги и фильма. Стивен Фрай — не Стивен Кинг, и поэтому главного героя не будет ждать погружение в Неведомое, полное потусторонних секретов. Все ровным счетом наоборот: жирный скептик и вечно растрепанный поэт Уоллис окажет всем медвежью услугу, заронив семена сомнения в Чуде. К сожалению для всех (и даже самого Теда, чего греха таить), именно он со своим цинизмом и вечной готовностью издеваться над всем и вся окажется прав.
Но вся эти перипетии с верой и неверием в дворянском гнезде — не так уж важны, чтобы трястись над этим «спойлером». Гораздо важнее в «Гиппопотаме» не то, чем именно все в итоге обернется, а как. Вся соль истории в том, что воссоздается она эпистолярно, то есть в виде писем Теда своей крестнице и ее ответов. В этих письмах Фрай соревнуется сам с собой в остроумии и желчи, не стесняется скатываться в дурацкие мальчишеские шутки и вворачивать игривые поэтические эпиграммы.
«Я напряг все силы, стараясь припомнить, был ли и я в его годы вот таким же набожным паинькой, мелким дерьмом, которому так и хочется заехать в рыло. Я вспомнил, как слушал запретный джаз и забирался по приставной лестнице, чтобы подглядывать за раздевающейся дочкой директора школы; вспомнил все потасовки, весь пердеж и всю бестолочь стандартно-трясинного британского образования»
Гораздо интереснее наблюдать за героями и читать мнение главного героя о них (а он, уж поверьте, не скупится на шуточки и перемывание костей всех, кто живет с ним под одной крышей). Во время чтения все очень легко представить как театральное представление с отступлениями в виде монологов. Именно поэтому выход фильма вызвал крайне приятное чувство завершенности. Спустя столько лет, в 2017 году, хоть у кого-то наконец хватило ресурсов на то, чтобы экранизировать историю, которая все эти годы сама отчаянно просилась на экран.
На IMDB и Metacritic у «Гиппопотама» неоднозначные оценки. IMDB выставляет ему пристойные 7.1 балла, а Metacritic — жиденький утешительный приз в виде 46 баллов из сотни. Итого: даже если фильм окажется провальным, его стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы понять, удалось ли передать дух фраевского извращенно-смешного рассказа о дворянах-вырожденцах и запойном обрюзгшем Гиппопотаме, который вторгся сюда, поломал остатки благопристойности, оставил после себя кучу скептицизма и выпорхнул ломать всем жизнь дальше.