В 2015 году фотограф Франсиско Нигрони запечатлел, возможно, самое завораживающее явление природы — «грязную грозу». Чилийский вулкан Кальбуко изрыгал лаву и пепел на высоту до десяти километров, каждую секунду проступая из темноты в ярких вспышках молний. За снимок этого удивительного катаклизма фотограф в ноябре этого года получил второе место на престижной международной премии EPSON Pano Awards. Мы рассказываем, где чаще всего происходят устрашающие извержения, и почему они выглядят так, будто их снимал Джеймс Кэмерон.
Вулкан Кальбуко считается одним из самых активных вулканов на Земле. За последние 10 тысяч лет у него было не меньше 36 извержений. Но подобного тому, что произошло в 2015 году, чилийцы не наблюдали полсотни лет. Оно было таким сильным, что власти эвакуировали четыре тысячи человек, находящихся на расстоянии 20 километров от вулкана. Тем не менее, фотографу Франсиско Нигрони удалось подобраться к магмовому гиганту настолько, чтобы сфотографировать настоящее адское представление, которое устроил вулкан.
Сам Франсиско считает, что это лучшая фотография извержения на планете, но кое-кто мог бы с ним поспорить, например, Марк Зеглат — профессиональный охотник на грязные грозы. Марк называет себя геонавтом, а вулканы, которые он снимает с завидной регулярностью, окнами в недра земли. Он уже давно привык к одежде, пропитанной пеплом и запаху гари, застывшем в носу — все ради нескольких моментов грозного великолепия.
Вот как он описывает свои рядовые будни:
«Ударная волна и звук возникли с задержкой в несколько секунд после того, как мы увидели извержение. Эти несколько секунд заставили изрядно поволноваться. Я не знал, насколько сильной будет ударная волна. Иногда она достигает такой силы, что трясутся штатив и закрепленная на нем камера. Я почувствовал дыхание ветра из самых недр земли, оно вырвалось внезапно, как порывистый шквал».
В 2016 году Марку удалось заснять грязную бурю, разразившуюся над вулканом Сакурадзима в Японии. Этот вулкан — один из самых необычных в мире. Когда-то он был отдельным островом, но после извержения 1914 года застывшая магма соединила его с полуостровом Осуми. Он похож на гиперактивного ребенка, который никак не может успокоиться. Сакурадзима начал проявлять свой темперамент в 1955 году и продолжает делать это до сих пор. Сперва надрывался кратер Сева, который изрыгал лаву практический каждый день на протяжении шестидесяти лет (именно там Марк и наблюдал грязную бурю) но с 2017 года инициативу взял кратер на вершине Минамидакэ, продолжающий буянить до сих пор.
Иногда над ним сверкают молнии, будто предостерегая о появлении терминатора, но откуда берутся электрические разряды? Горячие споры в попытках ответить на этот вопрос до сих пор идут среди ученых, но основная теория звучит так: молнии над жерлами вулканов сверкают благодаря тем же процессам, что протекают в грозовых облаках. Во время бури разнозаряженные частицы льда и влаги сталкиваются, вызывая электрические вспышки.
Над вулканом происходит схожая реакция. Поднимающиеся из жерла частицы золы несут положительный заряд, а уже опускающийся пепел — отрицательный. Сталкиваясь, они вызывают электрические искры, которые легко расходятся во влажном от извержения воздухе. Такая напряженная атмосфера концентрируется в нескольких метрах над землей, ведь у самой кромки бурные потоки магмы создают комплексное распределение заряда, отчего молнии редко достигают поверхности.
Все, кто хочет увидеть это чудо живьем, могут отправиться в префектуру Кагосима, откуда ходит паром к вулкану Сакурадзима. Эта огнедышащая гора до сих пор плюется лавой, и, если повезет, над ее кратером можно увидеть пару сверкнувших молний.