Отвратительные мужики подводят итоги 2017 года и делятся с читателями выбором лучших фильмов, сериалов, игр, музыки и всего, что будет представлять минувшее в наших воспоминаниях. Каждый год редакция Disgusting Men меняет форматы составления премиальных рейтингов, и в 2017-м придерживается этой антитрадиции. Мы дали друг другу задание выбрать всего по одному сериалу, который стал лучшим в 2017 году. Из этих фаворитов и сложился общий рейтинг. Мы не сравниваем эти сериалы — достаточно того, что каждый из авторов этого текста отсек все лишнее, чтобы выделить лучшее. К тому же, у нас было непростое условие: нельзя было выбирать сериал, который уже выбрал кто-то другой. Поборники объективности должны быть довольны!
«Большая маленькая ложь»
Big Little Lies
«Большая маленькая ложь» стала для меня тем самым вторым сезоном «Настоящего детектива», который я с нетерпением ждал. В нее вошло все то, чем запомнился первый сезон: не дающая покоя тайна, которую хочется разгадать; меланхоличная атмосфера провинциального городка; живые люди на месте главных героев, которые пытаются совладать с внутренними демонами, и изящный сценарий, похожий на узкую тропинку, петляющую в чаще леса.
Трех непохожих женщин, чья дружба кажется невозможной, объединяют их дети — они же становятся косвенными виновниками гибели человека. Между «взмахом крыльев бабочки» и его последствиями проходит целый сезон, за который вы не раз поменяете мнение о главных героинях.
Риз Уизерспун и Николь Кидман лично договаривались с Лианой Мориартио о покупке прав на ее книгу, которая стала основой для сценария. Возможно, благодаря литературному источнику, который, как правило, фундаментальнее голливудских набросков, персонажи получились правдоподобнее большинства экранных героев. Они не несутся дразнить монстров или ловить маньяков, а мирно обсуждают свои проблемы за кофе. Но каждая их фраза, каждое их решение невидимой силой приближают смерть одного человека. Кого? Этот вопрос и звенит в голове с титрами каждой новой серии.
Добавлю, что «Большая маленькая ложь» обязательна к просмотру тем, кому близко творчество Николаса Виндинг Рефна («Драйв», «Неоновый демон») и Жан-Марка Валле («Далласский клуб покупателей», «Дикая»), последний из которых и снял весь сериал от первой до последней минуты.
Алексей Евглевский
«Хэппи»
Happy
Если вы соскучились по угарному и циничному ультранасилию, то вот оно.
Довольно смелое решение — писать о сериале, у которого вышли всего три эпизода из обещанных семи. Но Happy — тот случай, когда можно рискнуть и начать советовать его всем и каждому. С первых же минут он выглядит как новогодний сериал мечты для тех, кто считает лучшим рождественским фильмом «Крепкого орешка».
По сюжету отставной коп по имени Ник Сакс спивается и старчивается к чертям, становится виджиланте и начинает убивать за деньги с неожиданным для себя удовольствием. Выполняя очередной контракт, он с легкостью (как выпить рюмку водки) убирает половину наследников сицилийской мафии и попутно оказывается при смерти из-за сердечного приступа. В наркотическом бреду ему является волшебный мультяшный единорог по имени Хэппи. У того тоже своя миссия — сказочному коню нужен сказочный мудила для того, чтобы спасти маленькую девочку, которую захватил маньяк.
Тут все карнавальное и дурашливое: конь-дурачок, который летает над Ником во время пальбы и отпускает детские шуточки про каки и попы. Главный герой, который ведет себя, что твой новогодний батя навеселе. Перестрелки, драки и погони тоже выглядит забавными, но при этом я не помню такого уровня ультранасилия со времен «Олдбоя» (корейского, конечно). Главный герой разбивает башку одному из палачей огнетушителем и тут же с помощью пены изображает массивное буккаке, всхлипывая как звезда порно. Настоящее новогоднее настроение!
Владимир Бровин
«Каратель»
The Punisher
Третий год подряд Netflix выпускает сериал, от которого сжимаются мои и яйца миллионов других зрителей со всего мира. Когда вышел «Сорвиголова», многие писали об удачном случае для Marvel и ее героя, когда показали «Джессику Джонс», критики поверили в продуманность продуктов студии. И вот в 2017 году вышел «Каратель» — беспринципный и жестокий сериал, который знаменует начало эпохи Marvel с шоу и фильмами с высоким возрастным рейтингом.
Представьте сериал, который рассказывает о человеке, пережившем две адских войны в Афганистане и Ираке, убивавшем людей, ставшим лучшим в этом деле и вернувшимся домой с посттравматическим синдромом. Он вроде бы оправляется от увиденных ужасов, перестает страдать из-за кошмаров и заводит семью — как вдруг условные плохие парни убивают у него на глазах детей и жену. Этот сериал — «Каратель»: в нем очень много тестостерона и насилия, но при этом тут отлично передана проблема солдат, вернувшихся с войны и оставшихся никому не нужными.
Конечно, многие возразят: «А как же «Очень странные дела!» — да, они тоже были крутые. Но в то же время второй сезон претерпел минимальные сюжетные изменения и поменялся только в деталях, которые заметят те, кто смотрел и любил оригинал. «Каратель», наоборот, полностью самодостаточный сериал, который хотел плевать и на супергероику, и на предысторию. Есть просто мужик Фрэнк Касл, у него пистолет, и он должен стрелять.
Николай Чумаков
Третий сезон «Твин Пикс»
Twin Peaks: The Return
В 2017 году в сериальном формате не было ничего даже близко такого же великого, как новый «Твин Пикс». И дело тут не в том, что 18-серийный опус Дэвида Линча лучше, ярче или грандиознее всего остального. Новый «Твин Пикс» никого не переигрывал, не тянул одеяло внимания на себя, он просто как будто существовал в другом измерении, в другой лиге, в другом мире, где не надо ни с кем соревноваться и не надо никому ничего доказывать.
«Твин Пикс» — это абсолютно гипнотический двадцатичасовой трип по глубинам подсознания Дэвида Линча. Как и со всеми последними фильмами гения, нужно уяснить только одно — чтобы получать удовольствие от этого, порой кажущегося странным, бессвязным и непонятным произведения, нужно принять правила игры. Поймать волну Линча, погрузиться в его мир, сотканный из аллюзий, символов и подсказок. И тогда этот ларчик откроется — и окажется, что новый «Твин Пикс», несмотря на многочисленные трактовки и споры в интернете, в первую очередь, просто невероятно поэтичное, сложное и магнетическое произведение о любви и судьбе. И лишь во вторую очередь — замысловатая головоломка.
В 2017 году «Твин Пикс» подарил мне немало увлекательных часов не только во время просмотра, но и после него. Я сломя голову бежал на Reddit, перечитывал фанатские теории, попутно рисовал свои. И в этом в том числе и состоит кайф от Линча — его произведения с радостью выплескиваются из собственных берегов, они больше, чем просто фильмы. Новый «Твин Пикс» — это не просто лучший сериал года. Это лучшее, что случалось в современном искусстве в 2017-м. Линч гений, дай бог ему здоровья.
Андрей Загудаев
- Послушайте, как мы обсуждаем «Твин Пикс» в подкасте «Отвратительные мужики»
- Как понять «Твин Пикс»? Нужно присмотреться к картинам Дэвида Линча
«Озарк»
Ozark
В отличие от Breaking Bad, с которым принято сравнивать «Озарк», дебютировавший в 2017 году, этот сериал не превращает главного героя в чудовище, а показывает, что нет в жизни таких ситуаций, когда хуже уже не будет. Вы не испытываете гордости за героя, который вдруг стал «крутым», а восхищаетесь, с каким порывом он борется с обстоятельствами. Пока оппоненты сбрасывают окружающих его людей с небоскребов, растворяют их в кислоте, травят наркотиками, а дети творят черт знает что, изворотливый финансовый консультант Марти Берд, как Карлсон, сохраняет образцовое спокойствие.
Джейсон Бейтман, который не только сыграл главного героя, но и режиссировал сериал, искусно построил вокруг своего персонажа сложносочиненные сюжетные линии, уходящие в ужасающую неизвестность, и второй сезон «Озарк» — в списке самых ожидаемых мной сериалов 2018 года.
Петр Сальников
«Чернобыль. Зона отчуждения», второй сезон
Кто бы мог подумать, что второй сезон сериала 2014 года (который я не смотрел) произведет настолько сильное впечатление. И здесь надо отдать должное маркетинговой команде. Умышленно ли они вставляли эпизоды с победившем СССР в сериал или нет, но именно эти отрывки мгновенно облетели все соцсети (особенно благодаря негодованию определенной публики), и мир узнал о существовании сериала «Чернобыль». Со словами «окей, уговорили» я сел за первый сезон и, мгновенно проглотив его, принялся за второй, который меня также не разочаровал.
Без лукавства и ложного патриотизма следует признать, что это лучший отечественный фантастический сериал (правда, других со времен «Гостьи из будущего» я и не знаю). Конечно, есть шероховатости и недоработки, и собака из первого сезона скорее смешит, чем пугает. Однако заметно, как сериальная команда растет над собой, и второй сезон «Чернобыля» — это уже вполне себе Netflix. Добавим сюда постоянные отсылки к видеоигре «Сталкер», лихо закрученный сюжет и невероятно красивые съемки под руководством Павла Костомарова. Осознанно и принципиально лишать себя такого удовольствия может только очень узко мыслящий человек.
Виктор Зуев
- Послушайте, как Виктор Зуев и главный редактор TJournal Никита Лихачев обсуждают сериал «Чернобыль» в подкасте «Отвратительные мужики»
«Легион»
Legion
В 2017 году с сериалами у меня как-то совсем не задалось: пропустил, кажется, вообще все хорошее, что было (третий «Фарго», «Американских богов», «Твин Пикс» и так далее), а то, что все же посмотрел, стало разочарованием разной степени тяжести («Табу», вторые сезоны «Проповедника» и «Фортитьюд»). И так получилось, что больше всего меня впечатлил восьмисерийный дебют «Легиона». Тот самый, про мутантов из X-Men.
Но вот в чем юмор: этот сериал бесконечно далек от стандартных фильмов и сериалов про супергероев — вещей, которые я откровенно недолюбливаю. Эта тематика проскакивает довольно редко и особо не педалируется, а на все происходящее вполне можно смотреть как на очень хороший психоделический триллер про паранормальное и фантастику.
Половина сериала проходит в состоянии измененного сознания, в котором приходится внимательно вслушиваться в реплики персонажей, сопоставлять разные сюжетные линии, удерживать в памяти текущий статус реального/нереального и, самое приятное, постоянно гадать, что же будет дальше. В «Легионе» достаточно сюрпризов, которое хорошо поставлены (картинка — блеск!) и обставлены, а хорошие актеры только способствуют погружению в процесс. Этот нестандартный подход к осточертевшей теме супергероев служит эффективной приманкой, а потом уже в работу вступают сюжет и персонажи, которые и удерживают до конца.
Вячеслав Мостицкий
«Мастер не на все руки»
Master of None
Master of None (адекватного перевода на русский язык не существует, но вот, пожалуй, наиболее близкий — «Мастер не на все руки») хочется окрестить мужской версией «Секса в большом городе», но это было бы слишком просто. Это феерический сериал, придуманный американским комиком индийского происхождения Азизом Ансари, и рассказывающий о жизни актера-иммигранта в Нью-Йорке.
Тридцатилетний Дев снимает квартиру в Бруклине, получает неплохие гонорары за озвучение рекламы йогурта, и вот-вот должен дебютировать в полнометражном фильме о зомби-апокалипсисе. Его друзья — двухметровый любитель еды Арнольд, азиатский умник Брайан и чернокожая лесбиянка Дениз на бумаге кажутся диверсифицированным набором стереотипов для аудитории сайта Polygon, но уже с первых секунд очаровывают и становятся генераторами самых смешных и жизненных моментов сериала.
Жизненных — потому что Master of None как раз про те проблемы, с которыми приходится сталкиваться людям в большом городе, но про которые никто так талантливо не шутил в сериалах. Вы когда-нибудь проводили часы реального времени за спорами о том, какую еду заказать с доставкой или какой фильм посмотреть на Netflix? Реагировали на просьбы родителей починить или обновить iPad? Оказывались в неловкой ситуации, когда подводило средство контрацепции?
Master of None — блестящее стендап-шоу, поставленное с помощью талантливых актеров в формате отличного ситкома. Оба сезона доступны на Netflix и являются отличной возможностью подтянуть ваш разговорный английский.
Кирилл Перевозчиков
«Очень странные дела», второй сезон
Stranger Things
Сложно переплюнуть свои собственные достижения, если в прошлом ты добился чего-то незаурядного. Надо полагать, шоураннеры сериала «Очень странные дела» братья Мэтт и Росс Даффер прекрасно это понимали. Их обосновавшийся на Netflix проект год назад произвел эффект разорвавшейся бомбы. 80-е и так сейчас в моде, а Stranger Things и вовсе — вобрал в себя почти все лучшее, что ассоциируется у нас с этой эпохой. Так что на второй сезон автоматически накладывалась огромная ответственность: как минимум повторить, как максимум — превзойти прошлые успехи.
И Даффер справились с поставленной задачей. Признаюсь, первые два эпизода меня одолевали сомнения — уж слишком скудны они на события. Но начиная с третьей серии до самого финала сюжет планомерно ускоряется, становится все динамичнее и радует твистами, а ты хоть и понимаешь, что по большей части смотришь практически то же самое, что и год назад, все равно чувствуешь, как увеличиваются (в телевизионных рамках) масштабы происходящего и повышаются ставки. На финальных титрах последнего эпизода можно выдохнуть и честно признаться, что второй сезон «Странных дел» — это лучшее, что могло произойти с одним из самых интересных сериалов последних лет.
И это уже не говоря про то, насколько вообще уютно было в него возвращаться. Эффект схож со впечатлениями от просмотра «Гравити Фоллс» — тебе как будто снова 13-14 лет, и ты уезжаешь на каникулы за город, погостить у старых друзей. Забавное здесь все так же чередуется с жутковатым, снято это все еще так, словно молодой Спилберг экранизировал Стивена Кинга, а, наблюдая за главными героями, хочется, чтобы они, как Питер Пэн, никогда не взрослели. Хотя мой личный кумир «Странных дел» — это все же шериф Хоппер. Настоящий мужик, человек слова и дела, с очень правильной системой координат и ценностей. Только ради сыгравшего его Дэвида Харбора жду перезапуск «Хеллбоя» — теперь рогатого супергероя из ада будет играть именно он.
Юрий Красавин