«Игра престолов» породила неоднозначный феномен: владельцы многих телеканалов, видя успех сериала, захотели собственную «Игру престолов». Благодаря этому появились «Черные паруса», «Белая принцесса», продолжение «Викингов» и многое другое. Поддавшись этому течению, канал BBC One, выпустивший «Табу» и «Шерлока», решил снять «Падение Трои» — собственную адаптацию древнегреческого эпоса.
На создание сериала ушло 50 миллионов фунтов стерлингов, а в режиссерское кресло сел человек, снимавший «Черное зеркало», но вместе с тем многих насторожило то, что Ахиллеса сыграл чернокожий актер. 17 февраля вышла первая серия, и Отвратительные мужики делятся впечатлениями, рассказывая о том, что можно ожидать от сериала в дальнейшем.
В том случае, если вы вдруг не знаете, что такое «Илиада» и даже не смотрели масштабный блокбастер с Бредом Питтом, напоминаем: это история Троянской войны, во время которой царевич Трои, Парис, влюбившись в прекрасную Елену, жену великого воина Менелая, выкрал ее из Спарты и увез к себе на родину. Разъяренный муж, оскорбленный неверностью супруги, потребовал от своего брата, Агамемнона, отмщения, и армия ахейцев с Ахиллесом в своих рядах выдвинулась к Трое, дабы сокрушить ее стены.
Если и подлинно он оскорбил Ахиллеса героя,
Нам никому ни на миг уклониться не должно от брани!— «Илиада». Песнь тринадцатая
Английская адаптация, в отличие от всех остальных, показывает известный конфликт с изнанки. Действие начинается не с раздора Ахиллеса и Агамемнона, а с деяний молодого Париса, взращенного пастухами. С самого начала становится понятно, что сценаристы придерживаются мифологического подхода. Они как бы воздают должное древнегреческим сказаниям, но делают это весьма своеобразно, если не сказать экстремально. Когда Парис, догоняя сбежавшего теленка, входит в лес, где на него смотрит волк, авторы, очевидно, намекают на миф, согласно которому цесаревича вскормила не то волчица, не то медведица.
Когда перед Парисом появляются три богини: Гера, Афина и Афродита в сопровождении африканца, зрителя почему-то не сразу информируют о том, что это — Зевс (как будто мы все только так его и представляли).
Тяжко стенающий, к Зевсу вещал он крылатые речи:
«Или без гнева ты, Зевс, на ужасные смотришь злодейства?»— «Илиада». Песнь пятая
При этом сценаристам не откажешь в своеобразной неординарной логике. Следите за руками в этом трюке: если Ахилл — чернокожий, и он же — правнук Зевса-громовержца, то не будет ли логичным сделать чернокожим и его? Как говорится, сказал «А», говори и «Б». Примерно такими извилистыми тропами в «Падении Трои» идет все.
Вообще, не всегда ясно, куда метили создатели и какого эффекта они добивались, потому что рядом с мифологическими цитатами и визуальными метафорами соседствует нарочитая и безыскусная бытовуха. Например, Парис, прибывший в Спарту с дипломатическим визитом и сидящий возле Менелая и его жены, спрашивает их эдак по-простому: «Как вы познакомились?», что несколько противоречит высокопарной атмосфере мифа. И это еще не самая грубая вульгаризация.
После того как Парис узнает о своем королевском происхождении, он напивается в стельку, а затем следует неоднозначная сцена. В пьяном чаду он стоит на балконе, справляя малую нужду, и, уже заканчивая, видит внизу бывших родственников, которые, видимо, проезжали до этого под балконом. Это уже с поэзией Гомера не вяжется никоим образом
Став перед ним, укоризненным голосом Гектор воскликнул:
«Видом лишь гордый, несчастный Парис, женолюбец, прельститель!»— «Илиада». Песнь Тринадцатая
Складывается впечатление, что создатели пытались усидеть сразу на нескольких стульях. Они и богов Олимпа включили в провидение, и пьяный кутеж с вульгаризмами добавили, и расовые меньшинства пригласили на главные роли. Обычно такое стремление угодить всем и сразу ничем хорошим не заканчивается. Очень хотелось бы ошибаться, но пока «Падение Трои» выглядит как простой и пресный парадокс, в котором лебедь, рак и щука тащат произведение в разные стороны.
Интересно, что баснословные деньги на съемки выделил Netflix, который до этого удачно выстрелил пускай и не хитрым, но очень захватывающим историческим сериалом «Марко Поло», в котором предсказуемые сюжеты перекрывала блестящая боевая акробатика. Будут ли здесь столь же виртуозные пируэты — непонятно, но пока на них главная надежда. Всего в мини-сериале будет восемь серий.