Что такое «яб-юм»? Зачем вам знать это слово? Правда ли, что это связано с сексом? Стоит ли предлагать это даме сердца после тяжелой рабочей недели? Образовательный Disgusting Men спешит на помощь, разнообразит вашу половую жизнь и пополняет лексикон.
«Напоминает старушку Колораду, ей-Богу, когда я каждый день угонял по машине и сваливал в горы с какой-нибудь хорошенькой школьницей» – «Ням-ням» – сочувственно замечает Дэйв Уэйн, пуча лихорадочные глазищи в которых сплошной ням-ням а также ябъюм – «Нет бы вам ребятки сгоношить сюда охапку школьниц, поразвлечься за приятным разговорцем», — расслабленно говорит Коди, и в голосе его грусть».
— Джек Керуак, «Биг Сур».
Существует такое понятие — «конвейер эвфемизмов» — это когда недавно выдуманное иносказательное слово для чего-то «непристойного» поначалу выглядит очень умно и невульгарно, но со временем, когда оно становится повсеместно известным, всем начинает казаться, что оно звучит пошло. Так произошло со словами «дебил», «идиот», «дегенерат» и так далее — изначально они были пресными медицинскими терминами, но, стоило им войти в народ, и они превратились в сочные ругательства. Потом возникает какое-нибудь новое слово, но и оно обречено стать непристойным эвфемизмом. И так до бесконечности.
Особенно от этого конвейера страдают эвфемизмы, связанные с сексом — теперь даже школьники знают, что такое коитус и «ржавый тромбон». Поэтому нужно изобретать или заимствовать новые иносказания со страшной силой. К примеру, сегодня мы предлагаем вам термин яб-юм — очень хлесткий, выпендрежный и битнический.
Вообще-то изначально это понятие — довольно серьезное, и знали о нем только замшелые седобакенбардные востоковеды. Относится оно к мрачному тибетскому буддизму и жизнерадостной индийской тантре. И там, и там оно означает примерно то же самое, но глубинный смысл немного разнится.
Яб-юм — это такая иконографическая сексуальная поза, в которой Будда или иные божества изображаются в соитии с женщиной. Он — в позе лотоса, она — седлает его, обвив ногами. Она — в экстазе, он — с мудрой улыбкой Рона Джереми на устах.
Довольно очевидно, что задумано все в качестве аллегории двойственности Вселенной и просветления как оргазма, а не в качестве источника порно-картинок для монахов. Правда, у тибетцев и у индуистов посыл несколько отличается. На Тибете мужское божество — активно и призвано поразить женское (которое символизирует прозрение) своим мастерством. На Индостане мужчина в этой паре, наоборот, воплощает пассивное созерцание, даже несмотря на эрекцию, тогда как его спутница олицетворяет мощь и активность.
Иными словами, яб-юм — это частный случай майтхуны, то есть божественного единения посредством гениталий (и еще одного нового крутого эвфемизма в вашем словаре).
В 60-х годах благодаря пионерам сексуальной революции «старый-добрый яб-юм» (именно в таком определении) стал интересен за пределами религиоведческих кругов. Сначала им заинтересовался крестный отец всех битников Джек Керуак и его окружение, а затем — начитавшиеся его книг хиппи. Для того времени яб-юм был настоящей находкой: в нем интерес к восточным учениям сочетался с интересом к свободной любви.
В своих «Бродягах Дхармы» и «Биг Суре» Керуак описывает этот ритуал так, что становится понятно: в среде молодых интеллектуалов и нонконформистов яб-юм разошелся быстрее, чем крэк в среде рэперов 90-х.
«Принцесса была очень хороша, и ей было всего двадцать. Я должен сказать еще одну вещь, она была помешана на сексе и мужиках, так что уговорить ее играть в «ябьюм» не составляло труда.
— Вот это и есть «ябьюм», Смит, — сказал Джефи и, скрестив ноги, уселся на подушку; по его знаку Принцесса подошла и села сверху, лицом к нему, обняв его за шею, и некоторое время они молчали. Джефи ничуть не нервничал и не смущался, он просто сидел, точно так, как полагается. — Так делают в тибетских храмах. Это священный ритуал, совершается под пение молитв и «Ом Мани Падме Хум».
— А она-то сама как?! — вскричал я в отчаянии, в прошлом году я так идеально страдал по ней, долгими часами мучительно размышляя: соблазнять или нет, ведь она еще так молода, и все такое.
— Ой, знаешь, как здорово, — отозвалась Принцесса. — Попробуй!
— Да я так сидеть не умею.…Наконец Джефи устал, и они попросту повалились на матрас, где Альва и Джефи дружно принялись исследовать территорию. Я все не мог поверить своим глазам».
— Джек Керуак, «Бродяги Дхармы».
Кстати, в 80-е под вывеской «Yab Yum» в Амстердаме открылся элитный бордель, который просуществовал до двухтысячных. В свое время это заведение прославилось тем, что его хозяева безуспешно пытались открыть свой филиал при международном аэропорте и, судя по всему, собирали на своих высокопоставленных клиентов компромат — настоящую шпионскую базу данных. Теперь легендарный бордель превратился в музей, где можно посмотреть, в каких условиях элита страны развлекалась с проститутками, разбалтывая им государственные тайны.
Потом, спустя десятилетия, про тибетский яб-юм снова забыли. Но, раз уж у конвейера эвфемизмов нет выходных, и он неумолим, стоит возродить старый иносказательный термин и ввести его в обиход вновь. Тем более, конец 2010 — это совершенная копия битнических 60-х: все похмельно, мрачно, но одновременно свежо и жизнерадостно, и хочется секса.