12 апреля в российский прокат вышел фильм «Тихое место» — постапокалиптический хоррор, уже собравший охапку весьма лестных отзывов от зарубежной критики. И Отвратительные мужики настойчиво рекомендуют уделить ему полтора часа вашего времени.
На уединенной ферме живет семья — папа (Джон Красински), мама (Эмили Блант), глухая дочка (Милли Симмондс) и ее младший брат (Ноа Джуп). Они почти всегда общаются друг с другом на языке жестов, везде ходят только босиком и стараются жить, не издавая ни единого громкого звука.
Все эти странные меры предосторожности объясняются тем, что мир за пределами семейного очага давно лежит в руинах: насекомообразные монстры атаковали человечество, и единственный способ укрыться от них — издавать как можно меньше шума, поскольку чудовища слепы, и охотятся на слух. В таких условиях маме вскоре придется рожать нового ребенка, а отцу – защищать всю семью во время родов.
Джон Красински (здесь он не только исполнитель главной мужской роли, но также режиссер и соавтор сценария) до этого работал в основном в комедийном жанре и семейном кино. Последнее, чего от можно было ожидать от режиссера с таким послужным списком — это мрачный хоррор про чудовищ. Тем не менее, именно такое кино и снял Красински, причем на главную женскую роль поставил свою собственную жену.
«Тихое место» — это не совсем типичный фильм ужасов. В нем очень хорошо сбалансированы обычно плохо сочетаемые жанры — семейная драма и хоррор.
В первой трети фильма монстров на экране почти нет, и основное внимание уделено отношениям в семье. Здесь порой настолько много красивых пейзажей и семейных посиделок, что можно в какой-то момент забыть о том, что вообще-то вся эта идиллия имеет место быть в очень мрачном мире.
При этом быстро замечаешь, что создатели фильма явно были внимательны не только к сюжету, но и к многочисленным деталям постапокалиптического быта, вроде коробки для будущего младенца, или прослушивания музыки исключительно через наушники.
Но сами монстры на экране почти не появляются, и вплоть до последней трети фильма их детально не показывают, отчасти маскируя этот факт скоростью передвижения чудовищ.
Вообще, тщательное выстраивание напряжения в кадре (то, что обычно называют «саспенс») в «Тихом месте» сделано по высшему разряду. За весь фильм не один и не два раза возникают ситуации, вынуждающие персонажей висеть на волоске от гибели, причем далеко не все они сделаны в духе «нужно бежать, мутанты выломали дверь».
При просмотре вспоминаешь скорее первого «Чужого» или даже «Челюсти», в которых монстра тоже немного, но зато атмосферность такая, что ее можно резать ножом.
Тут, правда, надо уточнить, что динамика сюжета нарастает постепенно, и под конец экшна становится заметно больше, но саспенс никуда при этом не исчезает. Здесь еще очень помогает постоянное обыгрывание идеи со слухом в качестве приманки для монстров.
За весь фильм проговаривается, наверное, минут пять диалогов, все остальное дается через язык жестов (переведенный субтитрами), и этот простой прием сразу убирает излишний мелодраматизм в разговорах персонажей (чем грешил идейно близкий, но намного менее изящный прошлогодний фильм «Оно приходит ночью»).
Пожалуй, единственное, что выглядит несколько искусственным в фильме — это финальная конфронтация с чудовищами, которая сделана отлично, однако вызывает вопросы к главе семейства, который почему-то так ни разу и не додумался сделать то, что пришло в голову его неслышащей дочке. Впрочем, это не настолько режет глаз, чтобы подпортить общее впечатление от фильма. «Тихое место» — мрачный и где-то даже меланхоличный, но очень атмосферный хоррор с оригинальным концептом, который однозначно стоит посмотреть всем, кто любит жанр во всех его проявлениях.