Фантазия и гиперреализм, «безбудущность» и фатализм, отчаяние и секс под стимуляторами — Отвратительные мужики рассказывают о комиксе «Доктор Бессонница» от Уоррена Эллиса, гения и фрика современной научной фантастики.
Сюжет комикса строится вокруг безумного ученого по имени Джон Рейнхардт, который сам себя называет Доктор Бессонница. Этакое альтер-эго в образе карикатурного безумного ученого Рейнхардт создает, как ни странно, под влиянием бессонницы, вызванной стимуляторами и прочими наркотическими веществами.
Спать Рейнхардту некогда, ведь на жизнь у него грандиозные планы. Цель у Доктора Бессонницы проста — устроить во всем мире революцию, начав ее в Хэвенсайде, родном городе, куда он возвращается после нескольких лет скитаний неизвестно где. При этом революция должна быть как технологической, так и социальной. Сумасшедший ученый берет в подручные красотку-киллера, которую он ласково зовет Сестра Игорь, и принимается за работу, стравливая всех со всеми — продажные власти с анархистами, наркоторговцев с наркоманами и прочее.
Тем временем в самом городе беснуются различные банды, а также гриндеры — субкультура любителей навороченных гаджетов и биотехнологий. Яркие представительницы этого движения — Крикуньи, которые возвели в культ психическую и биологическую синхронизацию между людьми. Используя специальные микрочипы, располагающиеся в ногтях или зубах, девушки соединяются в единый организм. Если одна из Крикуний испытывает оргазм, в тот же момент его испытывают и остальные участницы объединенной группы — на лицо выгодный симбиоз, при котором всей группе не нужно попусту растрачивать энергию.
Несмотря на технологическую продвинутость Хевенсайда, которой когда-то поспособствовал именно Доктор Бессонница, люди не довольны тем, что получилось. Вместо джет-паков и летающих машин, которые обещала научная фантастика, у них есть мозговзрывные сексуальные стимуляторы и улучшенный интернет, доступ к которому идет через контактные линзы в глазах. Технология поощряет животные инстинкты, но не улучшает жизнь — прогресс не прекращает разруху, а способствует еще большему ее распространению.
Тем не менее, «Доктор Бессонница» — это не комикс о революции и гнилостном обществе будущего, вернее не совсем об этом. Эллис задумал историю о безумном ученом и «корявых» технологиях еще в начале нулевых, но приступил к написанию сценария лишь в 2006 году. В тираж «Доктор Бессонница» вышел уже в следующем году.
Для тех, кто не в курсе, именно середина нулевых стала поворотным этапом «сверхпрогресса» человечества, и это не пустые слова. С появлением социальных сетей и обширнейших ресурсов, вроде Википедии, интернет-пространство, наконец, стало обретать глобальные масштабы. Повсеместное развитие сотовой связи и прочие технологии породили во многих людях уверенность в том, что теперь наука зашагает еще «шире» и «быстрее».
Об этом можно спорить, но то, что научная фантастика изменилась именно благодаря этому скачку, бесспорно. Авторы НФ практически никогда не придумывали будущее, а экстраполировали «будущность» представлений современного им общества. Представления модернистов начала прошлого века и нынешних фантастов изменились кардинально не в последнюю очередь из-за того, насколько не соответствуют между собой ожидания о будущем и реальность.
На нашем веку «чудо» технологического прогресса превращается в нечто само собой разумеющееся настолько, что у человечества появилась «усталость от новизны». Гибсон обещал нам нейроимпланты, а мы получили мобильники, которыми сегодня никого не удивить. Мы ждали городов-муравейников, а получили переполненные фавеллы. Во времена, когда происходят постоянные перемены, людям начинает казаться, что не происходит вообще ничего. Именно это чувство и пытается передать Уоррен Эллис через своего Доктора Бессонницу.
В людях зарождается страх, пусть и не вполне осознанный, перед слиянием технологий и капитализма. Когда превращение в скотов, которых можно стричь и снабжать ненужными гаджетами, перестает быть иллюзорным, в обществе появляется нигилизм и эсхатологические представления о грядущем.
Философия Крикуний из комикса отражает эти представления специфическим образом. Девушки пичкают себя техникой не для того, чтобы быть «не как все», а для того, чтобы не чувствовать одиночества в мире, где все «не как все». В целом гриндеры придерживаются еще более интересной концепции, в которой сталкивается подлинность и самосовершенствование. Они обзаводятся гаджетами, чтобы отбросить ненужные человеческие слабости, чтобы стать еще человечнее.
Любовь Эллиса к таким контркультурным модернизаторам как общества, так и себя, выражается в словах Доктора Бессонницы: «Будьте своими собственными изобретениями».
К слову, отчасти комикс в чем-то сходен с фильмом «Реаниматор», при этом не только главным героем. Картина Стюарта Гордона 1985 года о «приключениях» ученого, который грешит против природы, воскрешая мертвецов, основана на рассказе Говарда Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор». В комиксе «Доктор Бессонница» Эллис также использует антураж и персонажей лавкрафтовской вселенной, приправленной современными технологиями. К примеру, Джонов Рейнхардтов в городе несколько, один из них даже сидит в тюрьме. Появились они неизвестно из-за чего, но в комиксе есть недвусмысленные намеки на оккультные причины данного явления.
Мир «Доктора Бессонницы» соткан из передовых технологий и отчаяния, вызванного невозможностью современного человека создать «значимое» будущее. Резонирующая с реальностью тревожная история Уоррена Эллиса и резкие воплощения образов художника Ивана Родригеса создают в комиксе будущее, которое наступает быстрее, чем мы его замечаем.
«Кто-то украл ваше будущее. Вы когда-нибудь задумывались — кто?»
Доктор Бессонница