Какой бы не оказалась Borderlands 3, одно можно сказать точно: у этой игры уже очень крутой бокс-арт. Но смотря на него, я понимаю что это искусство постепенно уходит в прошлое — вместе с физическими копиями игр, до которых скоро будет дело только сумасшедшим гикам. С другой стороны, сумасшедшие гики — далеко не вымирающий вид, а значит, и забота Gearbox о такой детали все еще кому-то важна.

Я решил вспомнить самые выдающиеся примеры бокс-арта, а перед этим немного рассказать о том, как эта эстетика зарождалась и менялась в 80-е годы, когда современная игровая индустрия делала первые шаги.

В 70-80 гг. XX века на бокс-арте игры в могли изобразить что угодно, словно речь идет про обложку фантастических книг или афиши фильмов. Но внутри-то, понятно, все было гораздо менее детально и красиво. И если речь идет про игры какой-нибудь Konami, то проблема невелика — сама игра наверняка отличная. А если это какие-нибудь поделки для Atari и ее дешевых клонов конца 70-х и начала 80-х? Обложки были красивые, но игры, как правило, редкостное говно даже для того времени.

В итоге этим воспользовалась Nintendo. Когда в 80-е японцы пришли в США поднимать с колен американскую игровую индустрию, нужно было как-то реабилировать игры перед аудиторией. Обложка игры была критически важна, и маркетологи Nintendo приняли смелое решение — перестать дурить народ. Ну, хотя бы на время! И показали на обложках первых релизов конкретно игровой процесс Donkey Kong или Mario Bros, не стесняясь схематичности и пикселей с кулак. Это был первый случай, когда издатель был настолько откровенен с обложкой игры.

Впоследствии это стало допустимым, но не особо популярным приемом. Такие обложки не были панацеей, а лишь одним из вариантов — в целом издатели все еще могли заказывать самые модные арты с минимальной оглядкой на содержание игры. Исполнителей таких заказов в то время хватало — например, это могли быть художники в ходовом жанре фэнтези — с элементами и научной фантастики, и эротики.

Так поступил главный конкурент Nintendo в то время — Sega. Компания решила бить по более взрослой аудитории, что выражалось не только в играх, но и в их обложках. Для него выписали перуанца Бориса Вальехо, на тот момент уже опытного художника в жанре. Обложки Golden Axe — одна из множества его работ.

Со вкусом к оформлению своих продуктов подходили ливерпульцы Psygnosis. Качество их первых игр, правда, оставляло желать лучшего; многие были типичными примерами старых игр из прошлого с эффектной обложкой и черт знает чем под ней. Но их системный подход вызывал уважение. К созданию бокс-артов она привлекла художника Роджера Дина. С 1986 по 1992 год Дин создал массу крутейших обложек для игр Psygnosis — их можно будет увидеть ниже.

В дальнейшем проследить тренды в плане обложек было все сложнее и сложнее. Каждый выпендривался, как мог — использовали и кадры из игры, и более вольные интерпретации геймплея. Прямо сейчас бокс-арт — формальность и дань уважения прошлому. Кто-то сделает обложку по гайдлайнам, от которых всех уже корежит — и при этом вроде как эффективным (должно быть лицо крупным планом! Или мужик! Нет, два мужика, спина к спине! Черт, мы же в 2019, тогда мужик и баба. Хотя нет! Две бабы, спиной к спине!). Кто-то сделает нормально, как все в своих играх — как Rockstar. Кто-то постарается придумать что-то оригинальное и яркое, как Gearbox.

Чей-то бокс-арт может показаться обычным. Взять BioShock — на нем просто изображен Большой Папочка. Но всего лишь два момента делают обложку очень притягательной. Первый — наличие совершенно непонятных образов. Что это за мужик в скафандре и девочка? Они хорошие или плохие? Второе — логотип, стилизованный под арт-деко и намекающий на непростой арт-дирекшен. Впоследствии основные обложки Bioshock были не так круты, но альтернативная для Infinite — в винтажном стиле, покорила мое сердце.

Альтернативные обложки — пожалуй, главный тренд современности касательно бокс-артов. Их можно вложить в коллекционку или даже обычное издание — просто чтобы фанатам было приятно. Но на основном варианте, как вы понимаете, лучше разместить лицо крупным планом. Или мужика. Нет, бабу. Двух!

Но перейдем к основной части: собственно, бокс-арт.

Gradius (1985)

Donkey Kong (1985)

Super Marios Bros. (1985)

Castlevania (1986)



Обложки игр Psygnosis

Brataccas (1986)

Terrorpods (1987)

Baal (1988)

Ballistics (1989)

Shadow of the Beast (1989)

Stryx (1990)

Ork (1991)

Agony (1992)

Golden Axe (1989)

Castlevania: Symphony of the Night (1997)

X-Out (1990)

Out of this World (1991)

Alone in the Dark 1, 2, 3 (1992, 1993, 1994)



Steel Empire (1992)


Ultima VIII Black Gate (1992)

Flashback (1992)

Dune, Dune II: Battle for Arrakis (1992)

Doom (1993)

ICO (2001)

GTA III (2001)

Bioshock (2007) и BioShock Infinite (2013)

MadWorld (2009)

Borderlands (2009)

Saboteur (2009)

Sleeping Dogs (2012)

Бонус: коллекционное издание WWE 2K19