Для тех, кто не до конца вкуривает в происходящее во вселенной Годзиллы, рассказываю о текущем положении дел. «Король монстров» — 35-й фильм про знаменитого кайдзю и третий, снятый в Голливуде. Впервые пути японской и американской Годзилл разошлись в 98-м. Первую западную версию поручили снимать Роланду Эммериху, но запомнили ее в лучшем случае за саундтрек. Затем Голливуд надолго оставил кайдзю в покое, зато в Японии, словно в ответ на американскую неудачу, стартовала новая эра фильмов про него — с 99-го по 2004-й годы их вышло шесть.
Прошло больше десяти лет, и история почти повторилась. В Голливуде франшиза перешла в руки Legendary и в 2014-м «Годзиллу» перезапустили еще раз — на этот раз вроде как с бОльшим уважением к японскому оригиналу. В какой-то степени это удалось: например, в первом фильме перезапуска Годзилле выделено не более десяти минут экранного времени, прямо как в 1954-м. Правда, при этом в фильме был задействован совершенно новый для франшизы монстр — ГНУУС, а в дальнейшем Годзиллу планировалось стравить с Кинг-Конгом (уже в 2020-м). Весь этот зверинец Legendary называет MonsterVerse. И вновь, словно вдохновившись американский ребутом «Годзиллы» (опять же, не совсем удачным), в 2016-м японцы перезапустили ее и у себя — сначала фильмом Shin Godzilla в 2016-м, а потом трилогией аниме. Тут подоспел и сиквел американской «Годзиллы». Как говорится, вы находитесь здесь.
В завязке второго фильма мы знакомимся с семьей, на чью жизнь некисло повлияли события 2014-го. Тогда Годзилла покинул Сан-Франциско под бурные овации мирных жителей: правда, перед этим он снес мост «Золотые ворота», да и в целом под завалами после его сражения с монстрами погибла куча народу. Среди них был сын главных героев второго фильма — супружеской пары ученых Эммы и Марка Рассела. С тех пор мнения разделились: Марк возненавидел кайдзю и отправился в лес изучать жизнь волков, а Эмма, напротив, дико угорела по монстрам и прибилась к организации «Монарх», которая по сюжету перезапуска сильно озабочена судьбой кайдзю на Земле. Рассел даже изобрела способ, как влиять на их настроение, создав специальный аппарат «Орка». На первых минутах фильма в стенах «Монарха» вылупляется личинка Мотры (огромная бабочка, если кто не), с которой удается наладить контакт, но затем «Оркой» завладевают террористы и ситуация выходит из под контроля.
В «Короле Монстров» лихо компенсируется экранное время кайдзю, которого не хватило в первом фильме. Вслед за Мотрой на экране довольно быстро появляется еще один классический монстр — трехглавая Гидора, и еще один, помельче — Родон. Затем на сцену выходит сам Годзилла; в это же время нам сообщают, что по всей планете спит почти два десятка таких кайдзю — и сейчас террористы всех разбудят (на благо человечества). Большая часть показывается лишь вскользь, но поверьте — вам хватит и того, что есть.
Другое важная перемена по сравнению с 2014-м годом — стало посветлее. Хорошо помню первый просмотр первого фильма: большую часть времени герои лазили в каких-то потемках, а я клевал носом. Взбодрился только в самом конце, но надо признать, что это было круто. При всем уважении к создателям — вот все, что вам нужно увидеть в первом фильме:
В продолжении сражений намного больше, и практически все они тоже ночные (или просто в небе такой ад, что время суток определить невозможно?). Но все прекрасно видно — и за то что видно, совершенно не стыдно. Как и полагается хорошему фильму про кайдзю, монстры — это лучшее, что в нем есть.
Также хорошему фильму про кайдзю полагаются тупые люди. Какое бы влияние на жизнь кайдзю не имели эти существа, вся их возня вызывает только недоумение. Тупые ученые, тупые военные, тупые террористы — у нас тут типовое высказывание о человеческой тупости! На их фоне Мотра и Годзилла выглядят не просто благородными гигантами, а докторами наук. И надо признать, в этом плане фильм полностью соответствует японской классике. Ну, может, из-за более реалистичной картинки здесь люди выглядят еще тупее.
Единственным островком здравого смысла остается Итиро Саридзава, которого играет Кен Ватанабе. Это один из двух персонажей, оставшихся с 2014 года, и вообще важная для ребута фигура: имя отсылает нас к режиссеру фильма 54-го года, фамилия — к герою-ученому, который впервые убил Годзиллу в том же фильме. В «Короле монстров» Саридзава — голос разума на фоне всеобщей тупости, и именно ему выпадает участие в самой драматичной сцене фильма. И трагичной.
В «Короле монстров» нормальная концовка — не хорошая, не плохая, и открытая настолько, насколько это возможно. С этого фильма монструозная машина Legendary начинает шпарить по-серьезному: очевидно, впереди нас ждет еще больше грандиозного мочилова на фоне возни глупых людишек. Теперь американский перезапуск Годзиллы точно удался, особенно в том смысле, что хороший фильм про кайдзю может даже не быть хорошим фильмом. В противном случае, если вдруг к третьей части сценарий перестанет быть беспомощным куском текста, можно говорить о каких-то принципиально новых стандартах.