«Солнцестояние» — второй полный метр от Ари Астера, на этот раз взявшегося за исследование языческих культов в шведской глубинке. Драма, психоделика, антропологические зарисовки и ритуальные совокупления — здесь есть все, чего вы ожидали от этого фильма. И даже больше.
Дэни — девушка, недавно пережившая трагическую гибель всей своей семьи; оставшись сиротой, она в отчаянии цепляется за хрупкие отношения со своим парнем Кристианом, который никак не решается с ней порвать. Кристиан приглашает Дэни в поездку по отдаленному региону Швеции, где живет изолированная коммуна современных язычников.
Пока Кристиан и его друзья-антропологи исследуют быт и обычаи местных жителей, Дэни все больше узнает о предстоящем ритуале, связанном с днем летнего солнцестояния… и тем больше у нее смутных подозрений. Вскоре она убедится в том, что ее опасения насчет общины вовсе не беспочвенны. Но сможет ли она уехать, пока не случилось что-то непоправимое?
Главное, что необходимо сказать о новом фильме Астера — он выполнен ровно в том же стиле, что и нашумевшая в свое время «Реинкарнация». Однако при этом визуально и тематически «Солнцестояние» представляет собой полностью самостоятельную работу. Сходства видны прежде всего в режиссерском почерке: те же длинные планы, столь же медленное развитие событий, настолько же тщательно прописанные персонажи.
Но различия тоже заметны. Во-первых, центральная тема «Солнцестояния» — не семейный рок, а одиночество и потеря семьи. Во-вторых, роль сеттинга в сюжете огромна. Едва ли не все лучшие сцены связаны именно с демонстрацией языческих обычаев, которые резко противопоставлены жизни и мировоззрению современных людей. Что-то похожее можно видеть в «Плетеном человеке» — классическом британском хорроре о язычниках, и Астер, вероятно, немало думал о нем, снимая свое кино.
При этом в фильме практически нет привычных для хоррора механизмов вроде jumpscares, тревожной музыки в нужных местах, или использования темноты. Нет даже запомнившегося многим щелканья из «Реинкарнации». Все как раз наоборот: почти все действие происходит при ярком дневном свете, а мистические переживания героев можно в равной степени правдоподобно объяснить и через действие сверхъестественных сил, и через неумеренное потребление психоактивных веществ.
Фильм медленно погружает в размеренный ритм замкнутой жизни, где размываются границы реального и воображаемого, и каждый человек живет в единстве со всеми остальными. В коммуне любое социально значимое действие, будь то праздник, горе, и даже секс носят подчеркнуто коллективный характер. При просмотре обратите особое внимание на любовную сцену: такое в современном кинематографе показывают, мягко говоря, нечасто.
«Солнцестояние», конечно, не лишено недостатков. Порой действие не развивается, а словно тянется, как жвачка, и его хочется ускорить. Несколько второстепенных сюжетных линий словно брошены за кадром, а основные персонажи иногда слишком спокойно реагируют на сокращение своей численности. Но это, честно говоря, вполне объяснимые недочеты, поскольку центральный мотив фильма — одиночество и вхождение в новую семью — никогда не упускается из виду.
Нужно лишь настроиться на то, что перед нами глубоко продуманный, стильный и медитативный хоррор с сильным драматическим компонентом. Не совсем привычное, но, безусловно, заслуживающее внимания зрелище для любого вдумчивого поклонника жанра.
«Солнцестояние» в российском прокате с 18 июля 2019.