Его фильмография состоит в основном из неброских телесериалов, но большинство знает по самой первой роли — Братишки в «Зеленом слонике». Именно благодаря новой волне популярности фильма в 2010-х многие осознали, что Владимир Епифанцев не просто актер, а настоящий контркультурный герой, творивший дичь в 90-е — которую еще и показывали по ТВ. Сегодня Епифанцеву исполнилось 50, и мы вспоминаем несколько важных видео из его бурной молодости.
«Деконструктор»: как Епифанцев раскручивал на российском ТВ немецкий индастриал — и оказался круче него
В 1997 году еще мало кому известный актер работал в музыкальной передаче «Диск-канал» на канале ТВ-6. В авторской рубрике «Деконструктор» он продвигал авангардную музыку: необычную электронику, нойз, индастриал. Между клипами — дичь: например, во втором выпуске Епифанцев «брал интервью» у легенды электронной музыки Aphex Twin — его роль играл какой-то мужик в маске с обложки альбома Come To Daddy. Впрочем, настоящие музыканты к Епифанцеву тоже заходили.
В 97-м в Москву приезжали легенды немецкого индастриала — Einsturzende Neubauten. Епифанцев в рамках своей передачи еженедельно напоминал о концерте, показывая выступления группы, которая прославилась виртуозной игрой на арматуре, трубах и прочем строительном мусоре. Такое не показывали даже на MTV (которое придет в Россию лишь в 98-м). Апофеозом стало собственно интервью с основателем Einsturzende Neubauten Бликсой Баргельдом. Для него Епифанцев привез Баргельда на пустырь с кучей строительного мусора: ведь судя по творчеству группы, сложно было найти более подходящее место. Баргельд не оценил старания Епифанцева. Он вообще не понял, куда его привезли, и требовал кофе; менеджер жаловался, что кругом воняет мочой — и вообще, что за странное место для интервью? Епифанцев, с неизменной сигаретой в зубах, невозмутимо сообщал, что место как раз очень подходящее. Ему даже удалось задать раздраженному Баргельду несколько вопросов, прежде чем тот буквально убежал, и в целом стало понятно, что ведущий «Деконструктора» — более тру, чем его кумиры.
«Дрёма»: как Епифанцев проверял границы дозволенного на ТВ
Дирекция «Диск-канала» не просто одобряла все, что делает Епифанцев в своей рубрике: в конце 1997 года ему выделили полноценное место в эфире, хоть и ночном. В программе «Дрема» Епифанцев и еще неизвестная Анфиса Чехова бесились и ставили музыку, все еще уникальную для нашего ТВ: Swans, Джон Зорн, Napalm Death. Съемки проходили в стриптиз-клубе, порой — с участием стриптизерш. Ведущие между клипами вели себя максимально развязно, несли ахинею или разыгрывали странные сцены. Вновь сложно удержаться от аналогий с российским MTV, которое было на подходе: «Дрёма» в каком-то смысле заранее превосходила их самые смелые передачи, порой просто потому, что могла.
Прожила «Дрёма» всего пять месяцев — после с авторами программы просто не стали продлевать контракт. По версии Епифанцева, проблемой стали шутки про религию — здесь ему все же удалось перейти черту дозволенного.
«Тайд» или отрубание»
К 2003 году Епифанцев уже снялся в «Зеленом слонике» — но эта слава нагонит его позже — и понемногу погружался в телесериалы, которые, вероятно, до сих пор остаются его основным средством заработка. Но как и сейчас, тогда Епифанцев продолжал творить и на своей волне. Вместе со сценаристом Олегом Шишкиным он снял короткометражку «Tide или отрубание головы». Навязчивая реклама стирального порошка по ТВ явно не давала покоя обоим еще с конца 90-х — соответствующие шутки были еще в «Дрёме», где Епифанцев также работал в тандеме с Шишкиным. В «Тайде» они доводят типичную «рекламную» ситуацию до абсурда: ведущий врывается домой к обычному человеку и начинает яростно выяснять, каким порошком он пользуется.
Ролик наделал шуму и завирусился настолько, насколько это было возможно в 2003 году. Отрывки из него даже показывали по ТВ — так чистое творчество Епифанцева в очередной раз прорвалось в общественное пространство, где его уже никто не ожидал увидеть.
В следующие 20 лет Владимир Епифанцев в основном фигурировал как актер в телесериалах — хотя и отмечался яркими работами, как в экранизации «Generation П». Новая (и необычайно мощная) волна популярности «Зеленого слоника» в десятых годах практически увековечила его в статусе контрокультурного героя. Роль Братишки, пожалуй, до сих пор остается одной из самых ярких. Фильм Светланы Басковой распался на сотни тысяч мемов и мемных видео с участием Пахома и Епифанцева. Ютюбер Enjoykin делал из них новые произведения: виртуозно монтировал слова Пахома под музыку «Кино»; Братишка-Епифанцев, по обыкновению, выступал в роли слушателя.
Это не единственные музыкальные видео, в которых фигурировал актер в новейшей истории: например, в 2017-м он снялся в клипе контркультурного героя наших дней — Паши Техника, на песню «Гречка».
Творчество Епифанцева на ТВ 90-х выглядело невероятно свежо и не вызывает кринжа даже сейчас. Напротив, зрители в 2021 году находят много общего с современностью и в комментариях зовут актера первым видеоблогером России. Развитие соцсетей позволило ему заниматься тем же, чем и во времена «Тайда»: творить, что ему угодно. О его замечательных веб-фильмах мы уже писали отдельно: