В 1970-е года Гарлем, как обычно, переживал не самые лучшие, но при этом довольно странные времена. Эпоха крэка, хип-хопа и расцвета молодежных банд еще не началась, но эта часть Нью-Йорка уже стала гетто. Еще десятилетие назад Гарлем мог считаться более или менее благополучным местом, но теперь любой, у кого были хоть какие-то шансы, пытался сбежать отсюда в Квинс, Бруклин или, на худой конец, в Бронкс. Однако то, что район не выкарабкается, тогда еще было неочевидно. В эру фанка, панафриканизма и пижонов в стильных костюмах еще жила вера в то, что Гарлем дождется лучших времен и будет интересен кому-то, кроме «Черных Пантер» и исламских проповедников.
Самые любопытные и полные картины Гарлема тех лет оставили два художника: Джек Гарофало из Франции, видевший в фотографировании гетто искусство, и Камило Хосе Вергара родом из Чили, который делал фото исключительно ради нужд социологии.
Джек Гарофало (Jack Garofalo)
Джек Гарофало (1923-2004) — один из ведущих фотографов французского журнала Paris Match. Летом 1970-го года провел шесть недель в Гарлеме, завороженный гнетущей и одновременно раскованной атмосферой этого места. Уже в октябре его фото вызвали фурор сначала в Европе, а затем и в самой Америке.
Отец семейства, который представился как «Большой Джо»:
Гарлемские пижоны:
Горящие бочки, but no one gives a fuck, даже дети
Пижоны слегка поскромнее и старше:
Парни, угоревшие по панафриканскому стилю:
Funky:
Проповедник из «Нации Ислама» раздает листовки:
Место сбора «Черных Пантер» — леворадикальной националистической организации (ясное дело, что черных)
Снова панафриканский стиль:
Гарлемские мажоры:
Фото, вызывающее ностальгию по Нью-Рено у любого, кто помнит Fallout 2:
Книжный магазин:
Типичная молодая жительница Гарлема:
Типичный молодой житель Гарлема:
«Наркота — смерть, многие умирают каждый день, Иисус спасает, лечит и избавляет»
Гарлемские бабушки ничем не отличаются от постсоветских:
Стильные женщины идут по своим стильным делам:
Камило Хосе Вергара
(Camilo José Vergara)
Камило Хосе Вергара родился в 1944 году в столице Чили, Сантьяго, учился на социолога в Университете Нотр-Дама (штат Индиана) и Колумбийском университете. Так что приехав в Нью-Йорк в 1968 и начав делать фотографии жителей города, он в большей мере вел социологическое исследование, чем занимался творчеством. Вергара интересовался тем, как экономическая стагнация отражается на неблагополучных районах мегаполиса, но вскоре понял, что фото — это нечто большее, чем материал для диссертации и увлекся искусством. Теперь Хосе известен как документалист и писатель.
По дороге в Гарлем:
Бабушка из Восточного Гарлема:
Гарлемская рюмочная на 125-ой улице:
Прекрасный вид на строящийся торговый центр:
Панафриканское граффити, Лексингтон-авеню:
Слегка удолбанный паренек:
Типичная картина, которая возникает у вас в голове при слове «гетто»:
Пуэрториканская свадьба:
Гарлемские девочки играют в куклы «Барби»:
Бонус: несколько фото Южного Бронкса, района, который непосредственно прилегает к Гарлему и не особо отличается экономически или этнически (снова Камило Хосе Вергара):
Для Джека Гарофало эти фото Гарлема 70-х стали вершиной карьеры. Именно благодаря этим широко растиражированным образам он получил мировую известность, однако других, более взрывных работ от него, к сожалению, не последовало. Зато Камило Хосе Вергара не только жив по сей день (ему уже три четверти века), но и продолжает работать. Одних лишь фотографий Бронкса, Бруклина, Чикаго и Детройта с его сайта хватило бы еще на несколько аналогичных подборок.