В американской научной фантастике 70-х годов доминировали два художника-титана — Ричард М. Пауэрс и Пол Лер. Первый специализировался на более авангардных и странных формах, второй был непревзойденным мастером циклопических структур. Оба были кумирами миллионов читателей. Собственно говоря, конкуренция между этими гигантами и составляла суть дискурса в мире sci-fi иллюстрации тех лет.

paul lehr пол лер арты фантастика отвратительные мужики disgusting men

Тем удивительнее тот факт, что информации о биографии Пола практически нет. Известно, что он родился 16 августа 1930, отучился на художника в Институте Пратта под руководством видного иллюстратора Стенли Мельцоффа и работал до самой смерти в 1998 году — и на этом практически все.

Он не был затворником и активно сотрудничал со многими изданиями, вроде Analog, Tomorrow: Speculative Fiction и Weird Tales. Делал иллюстрации даже для «цивильных» Playboy, Reader’s Digest и Time. Но сейчас все выглядит так, словно он жил в одной из созданных им мегаструктур — недосягаемый и абсолютно далекий от человеческой суеты.

Его работы даже сейчас выглядят шикарно — довольно очевидно, что Пол, будучи высокоплачиваемым мастером, мог себе позволить долго и усердно просиживать за единичными артами. Во времена бума научной фантастики это было настоящей роскошью: журналы требовали от художников мгновенной работы, нечасто заботясь о качестве. Только редкие мастера, вроде Пола Лера или его великого предшественника Вирджила Финлея, имели возможность показать все, на что они способны. И, тем не менее, это было великое время для иллюстраторов.

Вирджил Финлей