Такаси Мураками сделал для современной японской культуры столько же, сколько Миямото Мусаси для Бусидо. Time помещает его в список «100 самых влиятельных людей на планете» и, что характерно, он в этом списке — единственный художник. Точно так же, он — единственный японец, чьи работы выставлялись в Версале. Если бы императорская фамилия внезапно прервалась и народу Японии срочно понадобился бы новый император, пришлось бы выбирать бы между Миядзаки, Такеши Китано и нашим сегодняшним героем, Такаси Мураками. 1 февраля бородач празднует свое 56-летие — самое время посмотреть на его самые крутые работы и понять, что же он такого сделал, чтобы завоевать наше уважение.
Такаси Мураками создал и развил концепцию Superflat, то есть «Суперплоского искусства» — новой волны в живописи, которая должна выбить почву из-под ног даже у привычного к дикому японского обывателя. Суть Superflat не так просто передать словами. Такаси отказывается от разделения искусства на высокое и низкое, берет принцип игнорирования 3D из традиционной японской графики (вспомните картины старых мастеров, в них даже может быть нарушена перспектива) и совмещает с новыми веяниями. К последним относятся повальная любовь к аниме, а также сексуальные комплексы, характерные для отаку. Ко всему этому стоит добавить традиционные буддистские мотивы, и получится та самая «суперплоскость».
Для полноты эстетического ощущения рекомендуем рассматривать все под соответствующий glitch-hop:
«Тан Тан Бо Блюет», 2002
«Остров Мертвых», 2014
«Тан Тан Бо Говорит», 2014
«Автопортрет художника в стрессе», 2012
«Оммаж Фрэнсису Бэкону», правая часть диптиха, 2016
«Оммаж Фрэнсису Бэкону», левая часть диптиха, 2016
«727-272», 2007
Отдельно стоит отметить его серию, посвященную Бодхидхарме — тому самому индийскому мужику, который по легенде приплыл в Китай на собственной сандалии, создал дзен-буддизм и основал Шаолиньский монастырь. Так культовый персонаж выглядит в представлении Такаси Мураками: