Фурри — одно из самых неоднозначных направлений в гик-культуре. Возникшее во многом под влиянием диснеевской анимации, полной говорящих и антропоморных животных — от зверей в «Книге Джуглей» до иконического для фандома Лиса из «Робин Гуда» — оно активно развивается с 70-х годов XX века, при этом отчасти оставаясь андерграундом. 

Антропоморфные животные, которыми так интересуются участники этого фандома, вызывают восторг и умиление большинства — до тех пор, пока не доходит дело до сексуальных фантазий. Эротические и порнографические картинки с людьми в животном обличии, носят особенное название — йифф-арт, название которого происходит от звука, которое издают при спаривании лисицы. «Больные ублюдки!», — подумает кто-то, но надо понимать, что сексуальные подтексты фурри — лишь малая часть этой культуры. Говорящие животные окружают нас повсюду — от детских сказок и той же анимации до видеоигр, и нередко эти образы не такие и детские: вспомним, например, белку-алкоголика из Konker. В конце-концов, это просто прикольно!

Кадр из мультфильма «Робин Гуд»

Людей со специфическими сексуальными интересами, никак не вредящими другим, хватает везде, в том числе и гик-культуре — кто-то дрочит на людей в образе животных, кто-то оголтело превращает всех любимых героев в геев (об этом как-нибудь в другой раз). Удовлетворением различных интересов фурри, как правило, занимаются специальные художники, воплощающие на заказ сексуальные и не совсем фантазии клиентов. 

Алексей Евглевский поговорил о культуре и ремесле фурри с колористом издательства комиксов BUBBLE Ладой Акишиной, больше известной в сообществе фурри под ником Orphen Sirius. Кто такие фурри, какие у них бывают неординарные фетиши, каково сегодня живется художнику-фурри и какие могут быть сложности при выполнении индивидуальных заказов — в нашем интервью.

Лада Акишина aka Orphen Sirius

Откуда вообще пошло движение фурри? Все началось в США?

Да, примерно в середине XX века там выпускали комиксы со зверолюдьми. Если ничего не путаю, они были на военные темы. Чтобы заинтересовать читателя некоторые из них стали развиваться в сторону эротики, и в итоге это привлекло больше внимания, чем обычные истории. Поэтому намного больше контента стало 18+. Из-за этого фуррей начали ассоциировать именно с порнокартинками, но фурри — не извращенцы, они просто рисуют то, что им нравится, что приносит деньги и то, что доставляет удовольствие другим людям. Я очень часто встречала тех, кто говорил «фу, фурри», я спрашиваю — «а почему фу?», и чаще всего люди возмущались именно порнографией.

А если говорить про Россию и наше время, на твой взгляд какого контента люди больше потребляют: эротического или нейтрального?

К сожалению, эротического — сто процентов. Опять же, это только мое мнение, основанное на том, что я вижу со стороны. Хотя, я сейчас задумалась и поняла, что хорошо заходит много что. Чаще всего, конечно, люди будут откликаться на что-то эротическое. Что-то иное может зацепить только в нескольких ситуациях. Первая – если что-то сильно на хайпе в данный момент: какой-то мем, который ты нарисовал, и это подхватили. Вторая — крутой фанарт, который все давно хотели увидеть. Посмотрели люди «Зверополис» и моментально пошли гуглить этих персонажей. Третья — сильно эмоциональные рисунки жизненного характера, типа персонаж сидит и что-то жрет, или грустит и смотрит в телефон — это сильно перекликается с жизнью людей. Эти три вещи тоже популярны, но эротика по какой-то неизвестной мне причине чаще всего вызывает больше интереса. Опять же это не для всех. Я знаю людей, которые вообще никогда не рисовали 18+.

Здесь и далее — работы Orphen Sirius

Почему у фурри вообще такая репутация?

Эту историю мне рассказал Хатчетт — сценарист из BUBBLE, который «Бесобой» сейчас пишет. Ребята, которые трудятся в BUBBLE и работают над историями про людей, тоже очень много знают про фуррей. Он мне и рассказал, откуда все пошло и почему фуррей так сильно хейтят. Изначально так называли любителей рисовать пушистеньких зверолюдей. Я думала, что их ненавидят из зависти, еще из-за чего-то, а получилось все очень тупо: все начали ассоциировать фуррей с порнографией, а в России с этим плоховато. Если ты фурри, значит, ты рисуешь порнографию. В Америке с этим все очень свободно. У нас же не развито движение ЛГБТ, даже не то, что не развито, а гонение существует — мое личное мнение. Я, наоборот, очень радуюсь, когда люди могут выражать себя как угодно. Фурри для меня стало как раз тем самым местом. Не в плане порнографических артов, а в плане любой темы. И никто косо не посмотрит. Ребята в этом сообществе очень лояльные. У них там такие фетиши, что закачаешься.

Какие, например?

У меня были заказчики, которые просили нарисовать так, чтобы с персонажа сдирали кожу, торчали кости и вываливались кишки. Кому-то хотелось, чтобы персонажу выдавливали какие-то части тела. Это такой фетиш. Или просят, чтобы их персонажа раздавливал каток. Я сижу и понимаю, что я это нарисовать не могу.

В мультяшном стиле или натуралистично?

В мультяшном. И они от этого получают удовольствие. С одной стороны, я уважаю, что у них есть свои фетиши, которые доставляют им удовольствие. С другой, я от этого ничего не получаю, поэтому я такие вещи рисовать не могу. Я ничего не имею против. Есть люди, которые рисуют это. Они находят друг друга, и у них все прекрасно. Некоторые очень любят персонажей в подгузниках, как у младенцев. Вообще не понимаю этого. Еще есть фетиш на лапки. Эти люди любят, чтобы прикасались к лапкам персонажа. Они кайфуют, когда видны подушечки лапок, или когда кто-то их облизывает. Параллельно с этим существует фетиш с ногами. Когда один персонаж что-то делает с ногами другого, причем неважно, кто на его месте — человек, фурри, дракон, или кто-то другой. Я не знаю, откуда это  пошло. Еще был фетиш на многочленство. Это когда у персонажа не только много дополнительных рук, ног, голов, хвостов, но и несколько половых органов.

Сама что-нибудь из этого рисовала, или это те вещи, которые ты не понимаешь и поэтому не хочешь связываться?

Большинство я не рисовала, но мне нравится фетиш с лапками. Я не испытываю того удовольствия, о котором говорят конкретно эти фетишисты, но мне доставляет эстетическое удовольствие рисовать их. Это по-своему очень мило и тепло. На все остальные мне нравится смотреть со стороны, кроме подгузников, раздавливания и прочее — я это совсем не понимаю, и меня это не втыкает. Все эти фетиши, по сути — слабости конкретного человека. Если он ко мне пришел и поделился своей слабостью, я уважаю его слабость, потому что он доверился мне.

Я встречал мнение, что портретисты, импрессионисты или просто художники других направлений не смогут нарисовать фурри должным образом. Как считаешь, это справедливо?

Мы же не просто так все рисуем по-разному. Я не считаю, что они не смогут — смогут, но по-своему — это тоже интересно. На каждого художника найдется свой зритель. Я знаю людей, которые рисуют очень странно. То, что они рисуют, мне не понятно. Это порой даже на фуррей не похоже — стилизовано, допустим, кривовато. У них есть свои фанаты. Некоторые, например, не занимались рисованием, а увлекались скалолазанием, но потом захотели рисовать, и получается у них очень по-своему, эмоционально. Дело всегда в том, как человек это передает.

Твоя основная работа как-то связана с рисованием животных?

Я работаю в BUBBLE, не по фуррям вообще. Это единственная крупная компания, которая рисует комиксы в России. Сейчас я в в команде с очень крутыми художниками. Когда я еще училась, эти люди уже были для меня фаворитами, а теперь я с ним в одной команде.

баб

Над чем ты из последнего работала?

Наверно, года четыре я работаю вместе с моим художником над серией «Бесобой». Там нет фуррей вообще. Отдельно отмечу, что я колорист и не рисую комиксы, но очень хочу научиться для себя. Сейчас как раз пытаюсь делать комикс про фуррей, но из-за того, что очень много времени уходит на работу или заказы, продвигается медленно. У меня получается замкнутый круг: я не умею тратить деньги и трачу больше, чем зарабатываю. Мне хочется иметь дополнительный доход, поэтому я беру заказы у фуррей, потому что с ними проще работать. Я могу нарисовать милую, няшную вещь, которая меня вдохновляет, и получить за это денежку. Получается, что все свое свободное время я трачу на заказы. В оставшийся промежуток я рисую что-то для себя. Надеюсь, что я смогу как-то организовать себя так, чтобы и комикс успевать, и по работе все выполнять, и заказы отдавать.

Как часто вообще приходят заказы? В месяц сколько наберется?

Сложный вопрос, потому что у меня есть спрос постоянно. Как художник я себя очень невысоко ценю, по меркам американцев, потому что у них зарплаты совсем другие. Сейчас стараюсь поднимать цены, потому что стала выше ценить свое время. Для себя я решила, что с поднятием цены останутся только те люди, которым действительно важны мои работы — так я увеличу заработок и освобожу немного времени для своих дел. Дело еще в том, что я очень медленно выполняю заказы. Расскажу историю, которую постоянно всем рассказываю. Я недавно отдала рисунок человеку, который заказывал его у меня 11 лет назад. Без шуток. Заказчиком был мой друг. Я хотела ему вернуть деньги, но он сказал, что ему нравится, как я выросла в качестве, и если он мне тогда дал за рисунок 6 тысяч рублей, то сейчас то, что я ему отдала, стоит все 20. Из-за таких ситуаций я перестала ставить людей в очередь. Теперь я делаю один рисунок за раз. Я стараюсь брать небольшие, чтобы можно было сразу отдавать: например, портретики по 3-5 тысяч рублей, в зависимости от курса, сложности и так далее.

Сколько уходит времени на такие работы и сколько на большие, которые стоят порядка 20 тысяч?

На портрет уходит от трех до шести часов — это за три-пять тысяч. На работы более крупного плана (с проработанным фоном, деталями и прочим) уходит от 18 до 30 часов. Но эти большие рисунки могут растянуться на месяц, потому что в день я могу тратить на рисование для себя не более трех часов. Бывает еще, что люди приходят с правками. Из этого тоже выходит ряд охренительных историй. Ты им нарисовал набросок, а они говорят: «Все идеально, но можно вот тут руку чуть-чуть повыше». Зачем — непонятно. Вот так чувствуют. Ты отправляешь и ждешь ответ — на это тоже уходит время. Я знаю художников, которые работают иначе. Они составляют четкий список: пример, референс, точные детали и так далее. Потом они просто отдают рисунок. Мне комфортнее работать, зная, что заказчик получит то, что он хочет.

Как часто попадаются суперкапризные заказчики, которые требуют десятки переделок?

От таких людей очень легко избавиться. У меня в правилах написано: первые две-три правки — бесплатные, остальные — за деньги. Тогда капризные заказчики либо отваливаются, либо платят деньги, что тоже неплохо. Есть люди, которые приходят с адекватной критикой. Я колорист, поэтому у меня не очень много практики в анатомии. Я училась рисовать, много, но из-за отсутствия практики это может немного атрофироваться. Если не делать «стадиков» (тренировочный набросок с фото — прим. DM), то какие-то вещи забываются. Поэтому иногда правки очень своевременные. Недавно был случай: я только на построение персонажа потратила восемь часов. При этом заказчик написал: «у него ноги короткие». Проверила — оказалось, он прав. Показала еще раз, он сказал: «а теперь у него тело длинное» — и ведь точно. В конце концов я попросила помощь у художников, у которых хорошо с анатомией, они мне редлайном накидали и посоветовали брать больше примеров. Это действительно помогает. У меня так бывает: вместо того, чтобы пойти и найти нормальный пример, я часто беру вещи из головы, поэтому так и выходит.

Ты же работаешь и с отечественными заказчиками, и с заграничными? Как происходит вся коммуникация, оплата?

Это веселая тема. С русскими заказчиками проще раз в 500, потому что их можно попросить перекинуть деньги на карту, но иногда попадаются и художники — им проще с Paypal на Paypal. Помимо Paypal существует другая система, называется Payoneer — очень хорошая, но она новая и ей никто не верит. Это система, из которой нельзя вывести деньги обратно. У фуррей есть такая проблема: Paypal не всегда на стороне художника, а на стороне того, кто заплатил, поэтому можно вытащить деньги обратно. Расскажу историю. Предположим, ко мне пришел человек, заказал рисунок, заплатил деньги. Предположим, эта картинка эротического содержания. Потом заказчик откатывает деньги, и я в таком случае ничего не могу с этим сделать, потому что Paypal спрашивает за что были заплачены деньги. Если предположить, что картинки эротические, то они могут быть не совсем законными, поэтому невозможно указать товар. Я сама с этим не сталкивалась, но такие ситуации могут быть. У меня была другая ситуация. Я нарисовала картинку — совершенно обыкновенную. Paypal приходит ко мне, спрашивает, я отправляю картинку, но в ответ появляется запрос, а точно ли это моя картинка — нужна переписка. Я отправляю переписку, но выясняется, что человек отправил оплату не своими деньгами. В таком случае Paypal прав, и я ничего не могу сделать, а рисунок уже отправлен. Таких людей очень много. Я знаю одну девушку, которая нарисовала четыре страницы комикса. Заказчик заплатил за них полторы тысячи долларов, а потом деньги потребовали обратно, и человек пропал. К тому времени она деньги уже вывела, и пришлось их возмещать. Такие ситуации, к сожалению, не редкость. В этом плане с зарубежными клиентами работать даже опаснее. С Payoneer нельзя вывести деньги обратно — он как карточка действует. Поэтому Payoneer никто не любит, и им никто не пользуется. Потому что и художники могут быть разными. Я тоже заказывала картинку у одного человека, отдала 50 долларов, а он ушел в реал, и все, деньги пропали. У меня относительно высокие цены для нашего рынка, но, как ни странно, меня поддерживает много русских, даже на Patreon. Я им бесконечно благодарна, учитывая местные зарплаты. Что касается платформ, то я обычно выкладываю пост «Вконтакте» и говорю: «Нарисую портрет за 3 тысячи рублей». Люди приходят на объявление. То есть, все идет в основном через социальные сети.

Patreon приносит приличный доход?

Если ты делаешь годный контент, то он может полностью заменить работу. Я знаю художников, которые живут только за счет него. Но есть также и люди, которые используют его как дополнительный заработок, а помимо этого выполняют конкретные заказы. Дело в том, что ты производишь. Если ты делаешь что-то крутое, то, конечно, это может тебя обеспечить.

Назовешь пару-тройку таких художников, или тех, которые тебе больше всего нравятся?

Я бы ни хотела никого рекламировать, а самых любимых хочу оставить при себе, чтобы не делиться сладостями. 


Арт: Orphen Sirius