В прокат выходит вторая часть «Мстителей», супергеройского эпоса от студии Marvel. Вкратце: все хорошо; новый фильм Джосса Уидона практически по всем параметрам оказался лучше оригинала.
«Большая сила — большая ответственность». Эта классическая цитата из «Человека-паука» как нельзя лучше характеризует сложившуюся в супергеройском кино ситуацию. Напомним: несколько лет назад студии Marvel и DC обстоятельно взялись за перестройку жанра. Количество и качество картин резко увеличилось, а сама супергеройская тема из нишевой истории, рассчитанной на определенную аудиторию, превратилась в главный локомотив современной популярной культуры. Ставки взлетели до небес: сегодня каждый новый фильм про сверхчеловека в разноцветном костюме по умолчанию претендует на ярд долларов в прокате, поэтому авторы стараются не допускать ошибок и работают по заранее заготовленным схемам. Их можно понять: любой шаг в сторону может привести как к грандиозному успеху, так и к провалу, а Голливуд — не то место, где дают второй шанс.
Правила правилами, но «Мстители» все же заметно выделялись на фоне конкурентов. Marvel, видимо, рассчитывала сделать ультимативное супергеройское кино, лидера жанра и так далее. Пригласив на место режиссера опального, но невероятно изобретательного Джосса Уидона (сериал «Светлячок»), студийные боссы дали понять — они готовы к определенным переменам. От Уидона можно было ждать чего угодно, но он нащупал, кажется, единственно верную интонацию, превратив «Мстителей» в трехчасовой грандиозный капустник. Полдюжины героев, полдюжины характеров — шутки с экрана в зрителя летели с пулеметной скоростью, превращая еще одну (скучную) борьбу со злом в практически КВНовскую сценку. Чуть позже Marvel проделает примерно то же самое, но мощнее, в «Стражах галактики», которые и фильмом-то назвать нельзя, скорее одним большим скетчем с дорогими спецэффектами.
Главный вопрос к продолжению звучал так: куда Уидон двинет сериал. Первый — невероятно пафосный и занудный — трейлер указывал на то, что «Мстители» превратятся в классический супергеройский фильм с патетичной музыкой за кадром, километровыми морализаторскими речами и персонажами, уходящими в закат. К счастью, Уидон всех обманул. Вторые «Мстители» — это уже даже не скетч, а трехчасовое юмористическое представление. Что-то среднее между «Дживсом и Вустером» или «Монти Пайтоном» и любой научно-популярной фантастикой. Герои не шутят в перерывах между схватками со злом, а наоборот — уничтожают армии врагов во время антрактов между продолжительными стендапами. Особенно выделяются Железный человек, Тор и Капитан Америка — практически Трус, Балбес и Бывалый во вселенной Marvel; очень круто.
На фоне этого сумасшествия герои решают очередную задачу по спасению человечества. Вредный и самодовольный Тони Старк создает из посоха Локи новую, продвинутую версию искусственного интеллекта для защиты Земли. Разумеется, что-то идет не так, и в итоге изобретение материализуется в робота-злодея Альтрона. Он сразу же решает «очистить мир», что в переводе с марвеловского означает — уничтожить человечество. В этом ему помогают новые герои — Ртуть и Алая Ведьма. Приготовьтесь к сюрпризам.
Атмосфера высокобюджетного юмористического шоу — не единственное важное отличие второй части от оригинала. В первом фильме Уидон был скован сюжетными условностями: большую часть фильма он занимался тем, что собирал героев, объяснял их мотивацию — словом, расставлял фигуры на доске. Во вторых «Мстителях» это уже лишнее, и Уидон практически сразу переходит к важным вещам. Например, уделяет много времени романтической линии Халка и Наташи Романофф, мотивации Альтрона (один из лучших злодеев в киновселенной Marvel), а Соколиного глаза делает чуть ли не главным персонажем сиквела. Последнее — тончайший ход. Именно герой в исполнении Джереми Реннера выполняет в «Мстителях» две важные функции: он — самый человечный и приземленный участник команды, символ уязвимости «Мстителей». К тому же, Соколиный Глаз — необходимый мостик в сюжете между двумя мирами, супергеройским и человеческим. И если первые «Мстители» во многом сторонились глубоких тем, то в сиквеле Уидон сознательно пытается залезть внутрь собственных героев и обнажить те стороны характеров, на которые он раньше не обращал внимание. Первый фильм был про то, насколько сложно ужиться в одном коллективе сильным личностям, о жизненных компромиссах, второй — это уже почти библейская притча о сотворении кумира. Все это делает «Эру Альтрона» более тонким и изящным фильмом, чем оригинал — разумеется, с поправкой на правила жанра.
И главное: «Мстители» — самый зрелищный фильм Marvel. Перед Уидоном стояла почти невыполнимая задача — переплюнуть себя же в оригинале. Как говорят в таких случаях, передать словами изобретательность и мощь экшн-сцен на бумаге невозможно, это надо видеть собственными глазами. Единственный совет: выбирайте IMAX — рискну предположить, что удовольствие от фильма прямо пропорционально размеру экрана в кинотеатре.
Единственный минус «Мстителей» довольно предсказуем. «Эра Альтрона», как бы вы ни любили Marvel, может произвести на вас меньшее впечатление, нежели оригинал. Причина проста: первые «Мстители» были громом среди ясного неба, новым словом в жанре, сборником Greatest Hits от мира супергеройского кино — называйте, как хотите. Именно потому что никто и никогда до Уидона такого не делал, впечатления от оригинала до сих пор не с чем сравнивать. Сиквел — если серьезно — уделывает первый фильм по всем статьям: он тоньше, умнее, смешнее и зрелищнее. Но первую любовь, как известно, забыть невозможно, даже если со временем она потускнела, повзрослела и потолстела.
Мстители: Эра Альтрона в российском прокате с 23 апреля.