10 июля на Apple TV+ выйдет фильм «Грейхаунд». Автором сценария выступил Том Хэнкс — и он же исполнил главную роль капитана эсминца ВМС США, который отправляется на свое первое боевое задание. Режиссером фильма стал Аарон Шнайдер, на счету у которого всего один полнометражный фильм и оскароносная военная короткометражка. Впрочем, его сравнительно небольшой опыт в кинопроизводстве не помешал снять блокбастер — который, правда, теряет треть своей эпичности в домашнем прокате.
1942 год, США только-только вступила в битву за Атлантику во Второй мировой. Эрнст Краузе (Том Хэнкс) становится капитаном конвоя американских судов, которые должны доставить припасы английским союзникам. Сплошь набитые солдатами и грузом 37 кораблей, четыре легких эсминца, штормовая погода, открытый океан и усеянный точками радар — «волчья стая» немецких подлодок выходит на охоту. Союзная поддержка с воздуха прибудет только через 50 часов — все это время конвой сам по себе.
Военное кино с каждым годом все больше говорит о людях и их чувствах в ходе боевых действий. Они больше не подаются на экране как герои, но играют роли жертв: в «Дюнкерке» Кристофера Нолана кучка подростков с бешеными глазами дергается от каждого взрыва, в «1917» Сэма Мендеса молодые солдаты бегут от перестрелок и даже пытаются спасти врага (та самая предательская сцена после крушения самолета).
Фильм Шнайдера следует этим же идеям. Успешно потопив первый немецкий U-boat, молодой член экипажа «Грейхаунд» в эйфории подбегает к капитану: «Мы только что потопили 50 фрицев!». В ответ поникший Краузе произносит: «Да-да, мы убили 50 живых людей». И пессимизм героя кроется даже не в набожности («По соображениям совести» мельком всплывает в памяти). «Грейхаунд» влюбляет в капитана мимолетными деталями, вроде вежливого «Спасибо» в конце каждого приказа и отеческим отношением к молодому составу экипажа.
Все полтора часа «Грейхаунд» фиксируется на герое Хэнкса: камера не отстает от капитана, который бегает с палубы к рации, от рации — в рубку, и так по кругу.
Фильм Шнайдера не дает продыху ни зрителям, ни своим героям. После первого получасового сражения вновь звучит сирена, в следующей битве за одной подводной лодкой всплывает другая, а как только на горизонте становится чисто… в общем, экшен не кончается. «Грейхаунд» не тратит время на зарисовки и излишние драмы: фильм бомбит эпиком и будоражит. Но есть и обратная сторона — трогать здесь тоже особо нечему.
«Грейхаунд» не показывает смерти, не берет за живое личными для героев сценами: скорее, цепляет отдельными моментами, которые бросаются на полуслове как только за бортом слышится очередной взрыв или чей-то возглас. Фильм основан на историческом романе С. Л. Форестера «Хороший пастырь», посвященный морским сражениям, в частности — техническим особенностям военных кораблей, баталиям на воде — а также депрессии главного героя, который перед отъездом расстался с женой на плохой ноте. «Грейхаунд» пытается ухватить все и сразу, но относительно малый хронометраж не дает разгуляться: характер героя Хэнкса раскрывается, но не особо глубоко — на это не хватает времени. Вместо той же депрессии в поведении капитана считывается разве что неуверенность в своих решениях и страх (все же для Краузе это первое военное плавание) — философского и глубокого Ахава из «Моби Дика» вы здесь не увидите.
В то же время с морскими баталиями все достоверно: каждую секунду в воздухе звучат цифры, координаты, градусы поворота, а большего саспенса добавляют технические неисправности на судне. «Грейхаунд» наглядно показывает несовершенство военного оборудования 40-х (вроде барахлящего радара), не говоря уже о проблемах с шифрованной коммуникацией — ночью союзники палят по своим кораблям, а днем на радио-чистоту врываются немцы с демотивационной пропагандой и воем (оправдывая название тактики «волчья стая»).
Единственная существенная проблема «Грейхаунда» связана не с самим фильмом, а его прокатом.
Это кино не для маленьких экранов ноутбуков, телефонов и даже широкоформатных плазм (не говоря уже у мутных пресс-скринерах). «Грейхаунд» не стали переносить на другую дату после пандемии, а решили отделаться онлайном. И если городской криминал «Ирландец» Мартина Скорсезе еще можно было смотреть на Netflix без потери вау-эффекта, то «Грейхаунд» тут явно проигрывает. За несколько дней до премьеры фильма сделку с Apple TV+ прокомментировал даже сам Том Хэнкс, язвительно высказавшийся о решении пустить «Грейхаунд» в стриминг — военной драме за десятки миллионов долларов в онлайне явно не место.
«Мое сердце разбито. Не хочу злить моих повелителей в Apple, но есть определенная разница в картинке и качестве звука». — Том Хэнкс.
Морские пейзажи, частые виды сверху и битвы между несколькими кораблями снимались для кинотеатральных полотен, а звук и вибрация от каждого орудийного выстрела и разбитого стекла должны были натурально оглушать и еще больше давить на нервы. «Грейхаунду» все равно удается вызывать восторг своей динамикой — это полтора часа чистого экшена без пауз и недомолвок. И все же градус эпичности заметно ниже — такое кино редко когда подходит для онлайн-проката, особенно если на бюджете не экономили. Пандемия внесла свои корректировки в презентацию «Грейхаунда» — однако непосредственно с материалом у ленты Шнайдера и Хэнкса все более чем отлично.