Неприятная правда заключается в том, что мужские лица в принципе некрасивы. И логично, что быть в маске — значит быть симпатичнее для женщин. Просто потому что человеческий разум достраивает недостающие элементы облика с отчаянным оптимизмом. А еще это работает из-за того, что со времени пандемии у нас изменилось отношение к маскам как к однозначному признаку болезни. По крайней мере, так считают валлийские ученые.
Психологи из Университета Кардиффа под руководством доктора Майкла Льюиса решили выяснить, как изменилось наше отношение к людям в масках. Для Льюиса это — не просто внезапный интерес. Восприятие лица обществом — сфера его профессиональных интересов. Он изучал то, как люди смотрят на человека в маске, еще до пандемии.
Во время исследования группе женщин давали посмотреть на различные мужские лица и оценить их по шкале от 1 до 10. Какие-то из них были открытыми, какие-то — закрытыми медицинской маской, кто-то из мужчин на фото прикрывал низ лица книгой.
Корреляция оказалась однозначной: мужчины в голубых одноразовых масках казались женщинам привлекательнее.
«Наше исследование показывает, что лица считаются наиболее привлекательными, когда они закрыты медицинскими масками. Это может быть связано с тем, что мы привыкли к работникам здравоохранения в синих масках, и теперь мы ассоциируем их с людьми, занимающимися уходом за больными или медицинскими работниками. Во времена, когда мы чувствуем себя уязвимыми, мы можем найти ношение медицинских масок обнадеживающим и поэтому чувствовать себя более позитивно по отношению к носителю», — рассказывает Майкл Льюис.
Кроме этого маска «удобна» тем, что взгляд стороннего наблюдателя фокусируется на глазах. А еще сознание достраивает образ, причем делает немалую такую скидку. То есть эффект маски двойной: с одной стороны, мужчина в ней асссоциируется с позитивным образом доктора (что важно в пандемию, когда все на нервах). С другой — возникает загадка, разыгрывается фантазия, и мозг додумывает себе картину с изрядной долей оптимизма.
«Пандемия изменила нашу психологию, то, как мы воспринимаем носителей масок. Когда мы видим кого-то в маске, мы больше не думаем: «У этого человека болезнь, мне нужно держаться подальше». Это все относится к эволюционной психологии и тому, почему мы выбираем партнеров, которых мы выбираем. Болезнь и признаки болезни могут играть большую роль в выборе партнера. Раньше любые признаки болезни были большим препятствием для привлекательности. Теперь мы можем наблюдать сдвиг в нашей психологии, так что маски для лица больше не служат сигналом заразности», — продолжает доктор.
Теперь Льюис и его коллеги хотят выяснить, работает ли это наоборот: смотрят ли сами мужчины на женщин в масках с бо́льшим интересом. Ученый предполагает, что результаты будут схожими. Но исследование еще предстоит провести.