C 6 февраля в прокате «Однажды… Тарантино» — документальный фильм о творчестве одного из немногочисленных режиссеров, который снимает кино уже больше двадцати лет — и до сих пор невеоятно хорош. Этим фильмам и посвящен док: актеры, продюсеры и другие люди из команды Тарантино просто рассказывают, как рождалось это кино. И вышло здорово: хотя многие из упомянутых в фильме историй были известны и раньше, док Тары Рейд — краткий, но емкий мини-гид по величию Тарантино. Расскажу всего несколько историй — за остальными стоит сходить в кино или дождаться релиза в онлайне.
Герои «Бешеных псов» носили свою собственную одежду
Об этом в фильме рассказывает Майкл Мэдсен. По сценарию у всех героев должны были быть черные костюмы, но денег на них в бюджете не было — и всем просто сказали прийти в черных костюмах. Мэдсен обращает внимание, что у Стива Бушеми не оказалось черных брюк — и поэтому он снимался в черных джинсах. У самого Мэдсена же пиджак и брюки были от разных костюмов. “Каждый раз когда я смотрю этот фильм, я думаю только о том, что пиджак и брюки не подходят друг к другу”. Черных ботинок у Мэдсена тоже не было — зато оказались отличные ковбойские сапоги, из которых он вытаскивает свое знаменитое лезвие.
Мэдсен должен был играть Винсента Вегу в «Криминальном чтиве»
….но на тот момент был занят в других съемках — и роль досталась Траволте. И это была находка: тогда Траволта снимался в основном в семейном кино, а тут представал в очень неожиданном амплуа. А еще он блестяще танцевал: Мэдсен признается, что сам бы так не сумел, и тогда сценарий пришлось бы переписывать, чтобы герои фильма проиграли в танцевальном конкурсе.
Как Тарантино повлиял на сериалы «Во все тяжкие» и «Звоните Солу»
В 97-м году Тарантино сильно помог актеру Роберту Форстеру, пригласив его на съемки своего третьего фильма — «Джеки Браун». Возрастной актер идеально вписался в амплуа героя — поручителя, решающего чужие проблемы за умеренную плату — и даже номинировался за эту роль на «Оскар». Спустя годы Форстеру позвонил Винс Гиллиган, который работал над концовкой сериала «Во все тяжкие», и предложил актеру роль Стирателя — загадочного героя, который помогал другим персонажем начать жизнь с чистого листа. Гиллиган утверждал, что роль придумали специально для Форстера. «Разумеется, это был результат съемок в “Джеки Браун”», — рассказал актер. Роли в сериалах Гиллигана были последними в карьере актера: осенью 2019 года он умер в возрасте 79 лет.
На съемках «Доказательства смерти» Зои Белл столкнулась с неожиданной проблемой
Через весь док красной нитью проходит тема Тарантино и сильных женских образов в его кино: он последний режиссер, которого можно обвинить в их недостатке. Речь не только о ролях Умы Турман или Пэм Гриер, но и других — например, Зои Белл в «Доказательстве смерти». Тарантино сделал ее ключевым героем в целой группе женских персонажей и столкнул со злодеем в лице Курта Рассела. Она прекрасно справилась со своей ролью — включая эпизод, где она несется на капоте машины Рассела — но Тарантино заявил, что в ней кое-чего не хватает. Белл не сразу поняла, в чем проблема: оказалось, что в эпизоде практически не видно ее лица — потому что она постоянно отворачивалась от камеры. Для каскадерши Белл это была первая актерская работа — она привыкла всегда прятать лицо во время съемок.
«Еще дубль для Салли»
В фильме рассказывается про одну из трогательных традиций на съемках у Тарантино: после удачного дубля он может попросить еще один – «с приветом для Салли». Для Салли Менке — бессменного монтажера Тарантино, которую он однажды назвал своим единственным постоянным сотрудником. Менке наверняка бы приняла участие и этом документальном фильме, но в 2010 году она умерла. Ее последней работой с Тарантино стали «Бесславные ублюдки», и вот нарезка «приветов», которые передают ей на съемках актеры и сам Квентин.
У фильмов Тарантино свой лор — но заметит его не каждый
Выдуманная марка сигарет Red Apple фигурирует почти в каждом фильме Тарантино — и это не единственное, что связывает их воедино. Самый известный пример — родство персонажей Майкла Мэдсена из «Бешеных псов» и Джона Траволты в «Криминальном чтиве». Как уже говорилось, Мэдсен должен был играть Вегу вместо Траволты — и это должен был быть тот самый Вик Вега из «Псов». В итоге Тарантино заменил не только актера, но и персонажа — вместо Вика появился Винсент. Мэдсен рассказывает, что у Тарантино была идея снять приквел про братьев. Учитывая возраст обоих актеров, звучит как фильм мечты, который мы никогда не увидим.