В этом выпуске «Случайных обзоров»: советуем хороший острый соус, лучший байопик о рок-группе (Motley Crue!), прекрасную книгу «Египетское метро» и противоречивый сериал-возрождение «Реальных упырей».
«Египетское метро»
Роман Сергея Шикеры
Про этот роман я узнал случайно — читал какое-то интервью книжного критика Данилкина, и он его сильно похвалил. Уже потом я узнал, что Шикера — псевдоним сценариста Киры Муратовой, Сергея Четверткова; но к тому моменту меня уже сильно зацепило название. Что за египетское метро? От одних этих слов в голове сам собой возникает сюжет про раскопки какого-то древнего метро, которым пользовались сами фараоны — ну, почему бы и нет?
На деле роман будто специально на 180 градусов сворачивает от древнеегипетских фантазий — действие происходит в современной Одессе, куда герой приезжает продавать свою старую квартиру, но из-за череды глупых ситуаций никак не может этого сделать, и остается на подольше. И египетское метро в его жизни возникает точно так же, как в моей — в форме книги про египетское метро. Ну и думает он о ней примерно так же, как и я — а оказывается… В общем, таким образом автор заводит с читателем довольно увлекательную игру, и вне зависимости от того, дойдет ли дело до фараонов, или нет, от книги остается странное, но все же приятное впечатление. Учитывая небольшой объем, потраченного на эту «игру» времени не жалко.
7/10, Стас Ломакин
Соус шрирача
Идеальная острота за 250 рублей
Как я жил без шрирачи раньше — совершенно непонятно. Перепробовав кучу всевозможных рассыпных чили, аджик, табаско и прочих острых приправ и соусов я уже было отчаялся. Казалось, что на прилавках магазинов нашего тихого городка что-то по-настоящему жгучее никогда не появится, но, о чудо, в «Перекресток» завезли шрирачу.
До этого я пробовал шрирачу исключительно в заведениях общепита, где ловкие повара, забавно пукая пластмассовыми бутылками, спрыскивали ей лапшу или вок. Еда становилась не просто острой, а великолепно острой — именно такой как мне нужно, без привкуса уксуса и «левых» пряностей. Но когда я просил продать мне бутылочку-другую соуса, на меня смотрели как на шпиона. Или на идиота.
В любом случае их взгляд выражал недоумение: во-первых, это не магазин, а во-вторых, если они всем будут раздавать шрирачу, больше к ним никто не придет — скупердяи-провинциалы начнут готовить острую еду дома и больше в их кафе не появятся. Ну, или как-то так.
Но все изменилось, и власть перешла-таки в руки народа. Теперь я сижу дома и добавляю шрирачу во все блюда, которые готовлю: в гречку, в гречку с грибами и луком, в гречку с курицей и даже в гречку с тунцом. Один раз я вообще плеснул ее на творог и остался в полнейшем восторге от вкуса получившейся розоватой массы.
Скажу так, если бы у оргазма был вкус — это был бы вкус шрирачи!
10/10, Владимир Самойлов
Х/ф «Грязь»
Байопик Motley Crue и один из лучших рок-фильмов
The Dirt — полнометражный фильм Netflix, снятый по одноименной биографии американской группы Motley Crue. Среди музыкальных фильмов, и особенно на фоне прошлогодней «Богемской рапсодии» это своего рода событие. «Грязь» посвящена туровой жизни одной из самых пьющих и дебоширящих групп из Лос-Анджелеса, колыбели хард-н-хеви восьмидесятых. И в книге, и в фильме описываются вещи, которые обычно возникают в обывательском воображении при упоминании рок-группы: алкоголики, наркоманы, хулиганы и дегенераты из неблагополучных семей колются в пах по гостиничным номерам. За всем этим стоит интереснейшая история создания, развития, падения и возрождения одного из важнейших символов культурной эпохи.
Многие российские подростки, конечно, узнали про группу Motley Crue через Памелу Андерсон — когда барабанщик Томми Ли нашел в ней новую любовь, а заодно стал упражняться в альтернативном хип-хопе с Фредом Дерстом. Что там по ту сторону песни Get Naked, мы особо не интересовались, а когда уже позже из любопытства слушали Motley Crue, ничему не удивлялись. Еще одна группа с попсовыми двухкопеечными припевами, все выглядят как Power Rangers в татуировках. В действительности же Motley Crue были иконами уровня KISS, только возникли они в восьмидесятых, и когда прошла мода на колготы, строго говоря, прошли и Motley Crue.
The Dirt показывает этот стремительный путь, срезая некоторые углы: вот мы мелкие слушаем рок, вот мы встретились, вот мы уже фигачим двадцатый концерт при полном зале. Подробностей пребывания коллектива в реабилитационной клиники нет, зато есть два совершенно ужасающих эпизода из жизни вокалиста Винса Нила, знаменитая встреча с Оззи Осборном у бассейна, мощная линия отношений басиста Никки Сикса с матерью. В отличие от «Рапсодии», которая в такие моменты делала хорошую мину при плохой игре, «Грязь» не пытается искусственно облагородить музыкантов. В свое время они делали это на всю страну, потом написали об этом довольно популярную книгу, а теперь что — снимать об этом семейное кино? Ну уж нет.
10/10, Петр Сальников
«Реальные упыри». Сериал
Первые впечатления от первой серии
Оригинальный фильм 2014 года, который у нас перевели дикарским образом как «Реальные упыри», называется What We Do in the Shadows. В 2019 году вышел сериал с точно таким же названием и примерно от тех же людей. Даже концепция и приемы точь-в-точь те же.
Нью-Йорк, в съемном доме живет несколько вампиров: великий османский злодей (на самом деле чистоплюй и неженка), британский лорд-вампир (на самом деле мудила и матерщинник) и его жена (эксцентричная нимфоманка). Тут же обитает пухляк с грустными глазками — фамильяр Гильермо. Иногда в кадре мелькает энергетический вампир-клерк, который не пьет кровь, а убивает людей своим занудством — персонаж как-будто попавший сюда из «Офиса».
Дух оригинального фильма удалось сохранить, образы вампиров не менее интересны, но вот с актерами все как-то хуже. В них нет былого угара и витальности, нет химии между персонажами. Это вдвойне странно, учитывая, что актеры-то стараются, а Мэтт Берри (вампир-матерщинник) — вообще один из самых смешных комиков Британии (вы могли видеть его в «Майти Буше», «Обители тьмы Гарта Маренги» и «Табакерке»).
Стоит ли из-за этого бросать сериал? Нет, он отличный, но, Дьявол его раздери, до фильма не дотягивает.
8/10, Владимир Бровин.