Всех с наступлением Весеннего равноденствия, а значит, зима скоро кончится! Новый выпуск «Случайных обзоров» вышел совсем как этот день: уйма удовольствия с привкусом фрустрации. Денис Майоров рассказывает про настоящий киберпанк в Observer: System Redux. Владимир Бровин неожиданно угорел по игре «Жизнь и страдания господина Бранте» (к которой брезговал притронуться из-за предвзятости). А Стас Ломакин рассказывает про пармезан, который не смог.
Observer: System Redux
Настоящий киберпанк
Bloober Team уже несколько лет входит в число моих любимых студий. Они делают пусть и несовершенные, в чем-то даже дешевые хорроры — но пробирающие. Их игры существует не только для того, чтобы пощекотать нервы скримерами — они закапываются глубже и заставляют мучиться философскими размышлениями. А еще «блуберы» бесконечно хороши в красивом сюрреализме.
Observer — это лучшее воплощение киберпанка в играх прямо сейчас. А с выходом «синтетической» Cyberpunk 2077 ценность игры только увеличилась. События Observer разворачиваются в польском Кракове в самом конце XXI века. В целом киберпанк тут довольно классический: корпорации заменили государства, все люди напичканы имплантами, все мрачное, грустное и безысходное. Особенной игру делает ее перспектива. Вместо того, чтобы гонять по неоновому городу и драться с панками руками-базуками, мы отправляемся в большой доходный дом на отшибе, в котором живут нищие обитатели чудесного будущего. Идеальное воплощение принципа high tech, low life.
Всю игру мы шатаемся по тесной обшарпанной многоэтажке, построенной, кажется, еще в советские времена. Главный герой (отлично озвученный Рутгером Хауэром) — детектив, работающий на местную правящую корпорацию. В эту дыру он прибыл, чтобы разыскать своего сына. Разумеется, чертовщина не заставит себя долго ждать и выльется в масштабное нелинейное расследование. Остроты добавляет и тот факт, что герой оказывается фактически заперт в здании, потому что вскоре после его прибытия срабатывает тревога и дом запечатывается защитными системами.
В Observer не так важен лор, здесь даже центральная история играет не главную роль. Суть игры в людях, населяющих доходный дом, в их историях. Чего только здесь не происходит: наркоторговля, подпольные операции, убийства — и другие вещи, похуже. Корпорация забила на трущобы, предоставив их жителей самим себе. Но среди откровенного сброда живут и обычные люди, просто недостаточно удачливые или ухватистые, чтобы заработать этом мире место получше. Такого хватает и в нашей, еще не совсем киберпанковской действительности — поэтому Observer настолько правдоподобна. Но степень безумия в таком гетто возрастает в сотни раз, когда люди получают возможность бесконтрольно проводить эксперименты над собой — Observer показывает это очень ярко.
Но самая дичь творится, когда мы заглядываем к обитателям мира Observer в голову. А главный герой это умеет, «допрос» с помощью прямого подключения мозгу — его специализация. Вы просто представьте, что на глубинном уровне творится в голове у опустившегося маргинала из спальника на окраине. А если он свою человечность еще и дешевыми имплантами подточил? Именно в таких эпизодах творится волшебный сюрреализм, который так хорошо дается разработчикам из Bloober Team.
Observer вышла в 2017 году, а Redux Edition — улучшенная версия игры, выпущенная в конце 2020 года. Сегодня играть, конечно же, нужно именно в нее, особенно на консолях текущего поколения — потому что все лучше с 4К и рейтрейсингом.
9/10, Денис Майоров
Сыр «Беловежский пармезан молодой»
Просто нет
Дешевый пармезан всегда вызывает интерес: что на этот раз подразумевают находчивые (беловежские) сыровары, называя свой продукт пармезаном, да еще и молодым? За 150 рублей раскатывать губу особо не стоит: это не очень твердый сыр, зато со своим запахом — и отвратительным. Да, пармезан должен пахнуть, но чтобы так — увольте. Тонкий и при этом тошнотворный дух невыносим ни в чистом виде, ни в макаронах. Если вы ограничены в финансах, лучше не выпендривайтесь и берите «Тильзитер», «Гауду», «Российский» — что угодно, только не эту пародию на твердые сыры.
3/10, Стас Ломакин
«Жизнь и страдания господина Бранте»
Неожиданно крутая текстовая RPG с крутым метафизическим лором
Да, да, все я понимаю. Вы смотрите на ужасное название «Жизнь и страдания господина Бранте», потом бросаете взгляд на трейлер. С недоумением взираете на жанр: «текстовое RPG». И в качестве добивающего — лоу-мэджик сеттинг в духе XVII века. Хуже, казалось бы, быть не может. Так и представляется романтично-сопливая дрянь про дуэли, прекрасных дам, пылкие клятвы и прочую пошлятину в духе «Гардемаринов». Но это неожиданно, крайне неожиданно хорошая вещь! Геймплейно «Жизнь и страдания сэра Бранте» — текстовое RPG в духе тестов на Disgusting Men (ха-ха). Вам даются ситуации, где вы должны просто делать выбор. Но выбор этот сложен, всегда имеет дурные и хорошие последствия. А под конец все оборачивается чем-то диким и кровавым (но насколько диким и кровавым — зависит от вас).
Сюжетно это игра, в которой вам дают прожить полную жизнь, с рождения до смерти, одного гражданина живущего в странном мире. Здесь уже изобрели порох и первые протомушкеты. Церковь (у нее даже символ — крест) раскололась на две части, в которых только дурак не узнает католиков и протестантов. Но при этом существуют неожиданные условности. Например, каждый человек здесь имеет 4 жизни. Буквально: пока не прошел его отмеренный срок, он может сдохнуть, отправиться в метафизическое путешествие к создателям и переродиться в семейном склепе. Это довольно сильно влияет на здешнюю цивилизацию. Неверующих, как вы понимаете, нет. Любой может повстречать далеких и безразличных богов и даже перекинуться в этом трипе парой слов с ними. Гораздо легче поднять бунт, зная, что у тебя еще несколько попыток. Но и держать людей в узде легче: окончательная, полная, смерть в качестве наказания страшит людей гораздо больше, ведь ты потеряешь не одну жизнь, а сразу четыре.
В плане линейности игра выглядит следующим образом: сначала вы проживаете детство и отрочество, набивая необходимые навыки путем проб и ошибок. Открываете для себя этот мир, выстраиваете отношения с родственниками, получаете важные уроки (например, мой персонаж получил первую из четырех смертей уже в самом начале: его до смерти забил тростью собственный дед). Потом наступает глава «Молодость», и это уже эдакий Хогвартс: здесь вам предстоит выбрать собственный путь: стать дворянином, священником или просто уличным бродягой. С Этого момента истории выйдут кардинально разными.
Подозреваю, что выучившись в дворянском училище ворвешься в тот самый мир дуэлей и подлых интриг. Решив стать маргинальным элементом, попадешь в плутовской роман и можешь отыгрывать бунтовщика или шпиона. Я же выбрал путь священника, и история неожиданно повернула в метафизическое русло. И с этим тут все неплохо. Достаточно сказать, что религия здесь прописана отлично. Стать местным Мартином Лютером? Пойти в нарко-культисты? Стать божеством, в конце концов? Отыгрывать святого (и совратить монашку, в конце концов?). Развилок много, и они зачастую неожиданны.
Еще одна приятная деталь: тут все пронизано серой моралью. Нет ни однозначно хороших, ни плохих. Есть масса сторон: от тех же культистов, до монархистов и республиканцев. Даже приняв сторону революции, можно примкнуть к разным, противоборствующим сторонам. Как пошутил об этом Стас Ломакин: игра — «50 оттенков мрази». Причем цинизм тут не ради цинизма. Просто таков этот мир — даже боги здесь — циничные подонки. Пока что для меня это — главный претендент на игру года (или, как вариант, книгу года).
9/10, Владимир Бровин