Есть два великих Майкла Джексона: один был королем поп-музыки, другой — императором шотландского виски и всех возможных сортов пива. 1 июня, в официальный день рождения этого дистиллята, — идеальная дата для того, чтобы вспомнить альтернативного Майкла Джексона, британского критика и алкоголеведа, создавшего фундаментальные труды о пиве и скотче.
Майкл Джексон родился в 1942 году в городе Уэтерби в графстве Уэст-Йоркшир. В свое время его предки, евреи-ашкенази, иммигрировали из литовского Каунаса. Не случись этого события, человек, ныне известный нам как «Майкл Джексон», носил бы имя «Михаил Исаакович Якович». О его ранней жизни известно крайне мало, однако по окончании среднего образования Майкл сумел устроиться журналистом и не менял этого ремесла до конца жизни. Очевидно, что у него был явный талант доносить до людей абстрактные и сложные вещи простым и ясным языком.
Он мог бы писать о событиях родного Йоркшира или Шотландского Эдинбурга, куда его неожиданно занесло по рабочим делам, но Майклу повезло найти непроторенную тропу и превратить ее в одну из магистралей журналистики и публицистики. Возможно, будучи человеком со стороны, он заметил очевиднейший факт, который в упор не замечали сами британцы. Франция и континентальные винодельческие страны могли похвастаться своими специалистами в сфере изучения вин. У России был Вильям Васильевич Похлебкин, свой гуру в том, что касается исследования водки и культуры пития. Но в Британии, славной своими элями, стаутами, скотчем, джинном и прочим, не было своей яркой традиции в исследовании всего этого добра. И это надо было исправить.
Начиная с XIX века и Альфреда Бернарда, любителя и ярого популяризатора культуры виски, острова не могли предоставить миру хоть сколько-нибудь внятного описания алко-культуры. Так что Майкл Джексон нашел в этом океане лагера, эля и скотча настоящий золотой остров, открытый для любопытного исследователя. Эдинбург научил его любить виски, разбираться в нем и пить его литрами вместе с местными неуемными шотландцами.
После столицы Шотландии Майкл переезжает в Лондон и работает во множестве изданий, специализирующихся на кулинарии и винах. Больше всего он засветился в рекламном журнале Campaign, и именно с ним связано начало взлета Джексона как знаменитости мирового масштаба. Некий автор-фрилансер должен был написать для этого издания путеводитель по пабам Британии, однако, взяв задаток, не справился с этим заданием, очевидно жесточайше поддавшись исследованию темы. Майклу пришлось делать всю работу за автора и тогда, в 1976 году, из под его пера вышла книга «Английский Паб», которая неожиданно стала бестселлером. Сказывался опыт автора и его явная любовь как к выпивке, так и к журналистике.
Далее Майкл Джексон углубляется в тему и начинает изучать все, что связано с пивом Британии и остального мира. Он пьет известнейшие марки, заходит в самые замшелые сельские пабы и тщательно все анализирует. В результате, уже в 1977 году выходит его «Мировой пивной путеводитель», который лег в основу всей современной классификации пива. До того систематика была предельно простая и приблизительная, часто «на глаз», примерно как в типичном магазине разливного на окраине города: «темное, светлое, свежее» и, в лучшем случае, «эль и лагер».
Вся эта современная достаточно четкая и разветвленная классификация пива, в которой нашлось место и для бельгийских траппистов и для всех этих IPA, APA, красных элей, целого сонма пшеничного и ржаного пива и так далее, обязана своим появлением именно Майклу Джексону. В общем, если любите крафт, то стоит понимать, что сама возможность его массового распространения во многом появилась благодаря этому человеку. Он же, кстати, одним из первых обратил внимание общественности на американское пиво и калифорнийский крафтовый бум (во многом возникший благодаря налоговым послаблениям).
Как это часто бывает, после увлечения пивом, Майкл Джексон вполне логично перешел на более тяжелые калибры и влился в ряды ценителей виски. Именно он разработал стобальную систему оценки этого напитка, которой теперь пользуются (часто весьма своевольно) все, кому не лень. Вообще, изначально это система довольно жесткая и какой-нибудь скотч, набравший до 75 баллов, считается недостойным внимания. Это при том, что не всякие признанные односолодовые в принципе способны набрать такое количество.
Баллы в оценке виски рассчитываются в согласии с цветом, вкусом, послевкусием, питкостью и прочим немалым количеством факторов. Что характерно, сто баллов и звание «Настоящая Живая Вода» не получил ни один напиток, хотя скотч, набравший 97 баллов, вполне существует. В общем, став титаном пивного мира, Майкл Джексон вскоре умудрился стать во главе пантеона виски со всего мира: от Ирландии до Японии.
Кроме шестнадцати книг, Джексон писал статьи и вел колонки во множестве журналов (вплоть до Playboy) и создавал программы об алкоголе для телевидения. Самая интересная и примечательная работа для ТВ — шоу Beer Hunter (с явной отсылкой к фильму с Де Ниро). Шоу действительно забавное, милое и местами, что называется, «ламповое». Смотреть его за стаканом эля легко и приятно — словно пьешь с хорошим и умным товарищем.
Майкл Джексон умер в 2007, за два года до своего более известного тезки. Его поразила болезнь Паркинсона, с которой он пытался справиться главным известным ему гедонистическим способом — ездил по миру, пил вкуснейший виски и пиво и почти до самой смерти писал о своем любимом предмете. Его последняя книга, названная просто «Виски», вышла в 2005. В память о Майкле Джексоне организован фестиваль и выпущено 600 бутылок сорокалетнего виски (а чего добился ты?).