Знаете эти ужасно раздражающие статьи из lifestyle-журналов о том, что вы всю жизнь что-то делали неправильно? «Вы всю жизнь ели хлеб неправильно!», «Вы всю жизнь смотрели в окно неправильно!», «Как есть пиццу правильно — метод Марка Антония». Так вот, эта статья — из их числа. Оказывается, все это время мы (да и вы, наверное, тоже) ели рамен неправильно. Правда, речь не о «дошиках», а о нормальном , по-человечески приготовленном японском супе с лапшой.
Рамен и «Тэмпопо»
Рамен — это японский суп с пшеничной лапшой, который (как и лагман) восходит корнями к китайской кухне. Так как это изначально еда простых работяг и стритфуд, принцип его приготовления прост. Отдельно варится бульон (рыбный или мясной), отдельно варится лапша. При подаче порция лапши заливается горячим бульоном, а затем закидывается дополнительной снедью: мясной нарезкой, морепродуктами, зеленью, грибами шиитаке, вареными яйцами и так далее. Комбинации тут практически бесконечны, и в этом прелесть рамена: заморочившись с ним, можно создать настоящее произведение искусства.
Японцы, что довольно предсказуемо, не упустили шанса создать эстетическое наполнение и для рамена. По большей части он все еще оказывается едой простых трудяг и сарариманов, но есть и те, кто предпочитают есть его «правильно», с дзенским мазохизмом превращая поедания лапши в медитацию.
Забавно, но мы знаем о том, как поедать рамен по-самурайски благодаря фильму, который пародирует такой подход. Культовая комедия «Тэмпопо» («Одуванчики») 1985 года посвящена маленькому ресторанчику, который специализируется на супах и стремительно идет ко дну. По сюжету бедной вдове, хозяйке заведения, которая не справляется с лапшой, на помощь приходит дальнобойщик в ковбойской шляпе. Вместе они узнают величайшие рецепты рамена и превращают забегаловку в великий ресторан.
…Так как же правильно есть рамен?
А вот теперь, наконец-то, о том, как правильно есть рамен. В «Одуванчиках» есть потрясающий, прямо-таки самурайский, момент. В забегаловку, где подают лапшу, приходят двое: юноша (его, кстати, играет Кэн Ватанабе, будущая звезда Голливуда) и Старый Мастер. По ходу эпизода Учитель рассказывает оболтусу, а заодно и нас с вами, как есть лапшу по дзену, то есть по-уму.
Первым делом внимательно разглядите всю тарелку с раменом.
Оцените все это как целостную картину (гештальт). Насладитесь ароматом.
…Капли жира сверкают на поверхности, словно драгоценные камни. Побеги бамбука сияют. Водоросли неспешно опускаются на дно. Свежий лучок словно парит в бульоне.
Сконцентрируйтесь на ломтиках свинины.
Они играют главную роль, но скромно держатся в стороне.
Начните «ласкать» поверхность рамена, поглаживая его палочками для еды.
Это нужно, чтобы пробудить в себе нежность и почтение к блюду.
Затем несколько раз нежно придавите палочками ломтики свинины.
После этого возьмите мясо палочками, аккуратно переверните его и «спрячьте» вглубь рамена, притопив его в правой части тарелки.
Самое главное здесь — мысленно «извиниться» перед кусочками, сказав «До скорой встречи» — это нужно, чтобы заранее настроить себя на встречу с самой вкусной частью блюда.
Наконец, начните есть рамен.
Сначала идет лапша. Главное здесь — с удовольствием смотреть на ломтики свинины, пока втягиваешь ее.
По ходу поедания лапши можно периодически съедать ростки бамбука (или иное растительное наполнение рамена), перемежая все бульоном.
Отпивать бульон стоит понемногу, по три маленьких глотка за раз.
Съев часть рамена, можно приняться и за свинину. Следует взять ломтик со всей ответственностью. Так, словно вы принимаете важнейшее решение в вашей жизни. Затем кусочек отряхивается о край тарелки (это делается для того, чтобы подсушить его) и отправляется в рот.
Самое безумное в этой истории
Такое «правильное» поедание рамена может показаться слишком рафинированным и даже снобским. Да и не стоит забывать, что в фильме за ним скрывается пародирование (добродушное, но все же) дзен-практик и японской ритуалистики. Однако с этим эпизодом фильма связана поистине потрясающая история.
Старого мастера, который учит есть рамен, играет Рютаро Отомо, великий актер, ставший знаменитым благодаря многочисленным ролям самураев. Такой японский Клинт Иствуд, если угодно. Так вот, это — его последняя роль. Снявшись в этом эпизоде, он, в тот же день, совершил самоубийство: вышел на крышу одного из небоскребов Токио и шагнул навстречу смерти. Он просто был стар и устал от жизни.
Только представьте: с удовольствием и нежностью поедая рамен на камеру, он уже знал, что это — его последний обед.
По трагическому стечению обстоятельств режиссер фильма «Тэмпопо» Дзюдзо Итами также погиб, сбросившись с небоскреба. Правда, в его случае все обстоит намного более зловеще: судя по всему, ему в этом помогли якудза, с которыми у режиссера были давние счеты. Если хотите узнать об этой истории подробнее, почитайте нашу старую статью, посвященную японской мафии: