22 февраля Anthem официально вышла: онлайн-шутер от Bioware, который еще до релиза похоронили несколько раз, а в последний момент дело дошло до предложений всерьез отложить релиз — настолько все плохо. Я провел в ней несколько десятков часов и понимаю эти претензии. Но хоронить Anthem не буду — это очень крутая игра, и ее надо спасать.
Продравшись сквозь огненные столпы из задниц недовольных, начну все же издалека. У Anthem очень интересная история: с самого начала у нее все шло не так. Когда игру анонсировали, скепсис по поводу нее сложно было описать словами. Только что с позором провалилась «Андромеда» (а еще одну игру Bioware вообще отменила); EA и так в последние годы не выхватывала только от ленивого — злосчастные лутбоксы в Battlefront были лишь последней каплей. И тут эти люди собираются делать шутер с явным замахом на Destiny — а на сравнения с ней Anthem была обречена. Well, well, well. Когда осенью 2018 году Anthem перенесли, это стало еще одним поводом поугорать над EA и Bioware. Далее следует история с полурабочей демо-версией, которую давали за предзаказ игры.
Последние грабли, на которые наступила Anthem на данный момент: на PC игра стала доступна почти на неделю раньше “официального релиза”, 15-го числа. Чего скрывать — и я, и сотни других столкнулись с массой интересных выкрутасов. И, например, Джейсон Шраер — тот самый, что “Кровь, пот и пиксели”. В свое время Шраер первым слил новость о переносе Anthem, а теперь выступил с предложением EA повременить с релизом, потому что игра тупо не работает. Могу поспорить, что многие подписались бы под его словами, и кто-то наверняка создал петицию на Change.org, но как вы понимаете, остановить этот процесс не может никто — игра вышла.
Я провел в Anthem 30 часов: это замечательная игра, но многое в ней нужно исправить.
Действие Anthem происходит в фантастическом мире, полностью оторванном от Земли и нашего таймлайна (по крайней мере, найти его следы мне не удалось). Боги, как не без пафоса сообщает игра, покинули этот мир, оставив после себя некие древние реликвии, и самое главное — Гимн, некий “источник мироздания”, настолько мощный, что провоцирует массу энергетических катаклизмов. Также за реликвиями заявляются воинствующие инопланетные расы. В итоге в мире красиво — но опасно, и человечество отгораживается от этого хаоса в фортах под силовыми щитами, и вылетает наружу только в чрезвычайном случае. Патрулированием хаоса занимаются фрилансеры — люди в специальных костюмах, которые, бэйсикли, превращают их в айронмэнов. И вы — один из них!
Anthem устроена как любой современный MMO-шутер — не обязательно Destiny, но и The Division, например.
Стартовая точка игры — форт, откуда фрилансеры вылетают на задания. Здесь, по сути, разворачивается большая часть сюжета — разговоры с разными персонажами, по итогам которых вы отправляетесь на миссии. Здесь же работаешь над своим снаряжением — покупки, распределение лута, крафт.
На это небольшой площади Bioware дает понять, что мир Anthem — не просто пафосный Набор Слов про Гимн, Стражей, Фрилансеров и Проч — а живая фантастическая вселенная, где пафос выступает в роли эффектной дымовой завесы.
Каждый персонаж прекрасно анимирован и озвучен, и ведет себя как-то непривычно солидно для видеоигры — и за ним чувствуется большая история, даже если ее не рассказывают. Диалоги бодрые и пестрят интересными деталями, хотя в целом задерживать вас перед очередным вылетом никто не собирается — напяливай свой джавелин и вали.
В интерете проскакивали шутки, что для игры под названием «Гимн» тут маловато музыки. Саундтрек в Anthem на самом деле играет не на каждом углу, но он очень крут!
Причем это касается не только оркестровых работ и эмбиента, но и треков, временами играющих в баре или на экранах загрузки — очень любопытные композиции, не вошедшие в официальный альбом.
Внутри джавелина чувствуешь себя как царь и бог. Это интересное, но не уникальное чувство, когда речь идет о хорошем экшене — припоминаю схожие ощущения в первой Titanfall (и Doom в состоянии берсерка). Благодаря костюму герой может совершать довольно затяжные полеты — нужно только следить, чтобы он не перегрелся.
Летаешь не только между локациями — иначе никак — но и в бою. Бои шикарны. С одной стороны, тут сочные пушки и прочее вооружение, с другой — основная фишка в передвижении. За счет маневренности даже самые тяжелые джавелины нет-нет да взлетают над врагом, поливая их огнем из винтовок, просто огнем, ракетами, электричеством, морозной свежестью и так далее — кроме двух видов оружия у фрилансера обычно с собой несколько пассивных и активных абилок. Кроме того, полет — хороший способ резко уйти из под удара и сменить огневую позицию. Правда, нередко крылья подрезают — под влиянием катаклизмов ранцы отрубаются, но и тогда остается пространство для воздушного боя. У джавелинов разные опции по прыжкам — у Рейнджера он двойной, у Перехватчика— тройной, а Шторм вообще может бесконечно парить в воздухе (воистину, такие приколы возможны только в PvE). Все это способствует тому, что герой очень много времени проводит в воздухе. И мир игры, разумеется, под это заточен. Удивлятся вертикальному геймплею в 2019 году уже нет никаких сил, но здесь он невероятно крут.
В этом — весь игровой процесс Anthem. Вылетаешь, прилетаешь на точку, убиваешь все живое, летишь дальше. На миссиях — вчетвером (я большую часть времени играл со случайными пассажирами, но пробовал и со знакомыми — технически никакой разницы нет), но можно вылетать и одному, в режиме свободного полета.
В центре сюжетной кампании Anthem проваливается в лютый гринд. Игра предлагает открыть так называемые Гробницы Легионеров — чтобы это сделать, нужно пробить по несколько челленджей на гробницу. Я в курсе, что знатоки проходят всю эту миссию за полчаса, но ради некоторых челленджей пришлось понижать уровень сложности — ручки устают нажимать на кнопки, пока выполняешь все эти задания. Кроме того, некоторые челленджи явно требуют пояснений — а их нет. Например, примерно понятно, что такое «мультиубийства» — но как именно они делаются? Оказалось, что это 8 убийств с промежутками не более 10 секунд. Объяснили это не в игре — это сделал дизайнер, просто дизайнер Bioware, на реддите. Там же можно найти большой пост с информацией, которой в игре нет, а надо бы!
Все однообразие Anthem — это, ха-ха, гимн современных онлайн-шутеров.
Ну то есть, что бы ни рассказывали вам в форте красиво анимированные и озвученные персонажи — спаси, помоги, принеси — очередная миссия будет выглядеть так, как я описал выше. Уровень сложности отвечает в т.ч. и за агрессию врагов, но в основном — за толщину их здоровья. Чем толще, тем больше придется стрелять (и тем чаще будут убивать вас). При этом даже деревьям рекомендуется не робеть и выбирать Hard — там хотя бы есть какое-то сопротивление со стороны врагов, но и не нужно до посинения строчить по ним из-за угла. Убивают не так часто, а поднимать тиммейтов за счет ранца тут сподручнее, чем в какой-нибудь The Division. Интересно обстоят дела на трех более высоких уровнях сложности, которые открываются в конце. Тут воздушные бои быстро сходят на нет — сбивают в два счета. Игра начинает еще больше походить на упомянутую The Division с бесконечной пальбой из засады.
Сравнение с The Division не дает мне покоя, потому что в обеих играх я испытывал схожие ощущения.При всем однообразии происходящего, мне было в кайф проводить время в этом мире — и ничего важнее в онлайн-игре быть не может.
Одна из претензий к Anthem помимо технических — сюжетная кампания. Но тут Anthem опять врубает непроницаемую мину онлайн-шутера; славно постреляли, дружок, И ЕЩЕ ПОСТРЕЛЯЕМ — подмигивают двумя глазами в концовке герою (я видел как минимум два сценария, подмигивали в обоих). Все же это игра про процесс, конца в нем пока не предвидится. Как MMO-шутер Anthem нормально выполняет свою работу. Ну то есть, мог бы выполнять — пока с этим проблемы.
Anthem — хорошая, но глубоко несчастная игра
Вернемся к злосчастному релизу 15 февраля! Официально он подавался как ранний, что оставляло надежду на day one patch. Но за это время всплыло столько фигни, что возникли опасения, хватит ли одного патча. Одиночная кампания оставляет массу вопросов и по сути не закончена — ок, это специально. Но так красиво совпало, что техническая готовность игры тоже под сомнением.
Не могу сказать, что за 30 часов пережил большую часть багов, о которых читал — их десятки, но помотало знатно. Ключевой проблемой была синхронизация игроков с самой игрой — не засчитывались миссии. Уже упомянутая миссия про гробницы изначально была еще более лютой, потому что прогресс в челленджах засчитывался не с самого начала игры. Нас выбрасывало в миссии, которые нельзя было закончить — игроки в бессилии лазили в живописных пейзажах игры в поисках триггера, которого, по ходу, нет. Во время местных загрузок я ходил в магазин. Во время каждой сессии у меня через пару часов стабильно вырубался звук — до перезапуска игры.
Патч многое исправил. От загрузок уже не так сатанеешь, миссия вроде засчитываются, а вот звук, например, у меня пропадает до сих пор. В тредах про релизные баги — опять сотни комментариев. Короче говоря, Bioware придется поработать не только над сюжетом. И она работает: собирает фидбек, отвечает на комментарии, составляет километровые листы багфиксов и прочее. На том же реддите — куда духоподъемных постов типа “НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАТЬСЯ ЧТО ИГРА ВАМ НРАВИТСЯ” — в том смысле, что несмотря на все баги люди играют в Anthem и получают удовольствие. И я среди этих людей!
За последние полгода с Anthem EA наступила на массу граблей. Она переносила релиз (причем по сомнительным причинам — осенью ей стал Battlefield V), устроила чехарду с демо-версией и ранним доступом на PC, по итогам которого игру как следует прополоскали прессе. Ну то есть, все очень плохо! И релиз Anthem тоже прошел (и проходит) безобразно. Но я готов простить этой игре многое — лишь бы ее допилили.