Вселенная BattleTech — далеко не новичок в компьютерных играх. Первые адаптации появились еще в конце 80-х годов прошлого века, на волне успеха исходной настольной игры и романов по ее мотивам. Самая известная из них — серия суровых симуляторов гигантского человекоподобного робота MechWarrior. В ней, кстати, после долгого перерыва скоро выйдет пятая часть. Но наша сегодняшняя игра названа прямолинейно и без изысков — BattleTech. И это самый совершенный перенос настольной системы, какой только можно было пожелать.
Удивляться тут нечему, студия Harebrained Schemes основана теми самыми людьми, что почти 40 лет назад создали корпорацию FASA и много лет выпускали продукцию BattleTech и Shadowrun. По мотивам последней они уже сделали одну неплохую и две отличных ролевых игры, а теперь вот добрались и до вожделенных мехов, снова собрав денег на Kickstarter. Из такой родословной вытекают как плюсы, так и минусы игры.
Как ни странно, BattleTech меньше всего заботится о старых и преданных фанатах. Авторы даже не предполагают, что вы — из тех, кто не пропустил ни одной игры и прочел все сто с лишним художественных книжек. Поэтому игра активно просвещает неофитов, а диалоги в игре изобилуют подсвеченными названиями и терминами, снабженными короткой справкой.
Да и сюжет незатейлив: Далекое будущее, человечество заселило Галактику и тут же принялось за бесконечные войны с участием гигантских боевых роботов-мехов. В этих условиях преданная собственным дядей принцесса одного из захудалых королевств на задворках обитаемого космоса использует команду наемников, чтобы вернуть себе трон.
Главный плюс BattleTech все равно не в этом, а в превосходном воссоздании трудных будней солдат удачи. Абсолютно в духе романов про Серый Легион Смерти: руководство растущей бандой наемников влечет за собой массу финансовых хлопот и новых проблем. С нанимателями нужно торговаться об условиях контракта, бойцы каждый месяц требуют зарплату, а ржавый транспортник, на котором мы перемещаемся между планетами, того и гляди развалится.
Вы думали, что потеря опытного бойца в XCOM — трагедия? Это вы не видели убытков после особо неудачного боя в BattleTech, которые не покрываются ни платой за контракт, ни продажей добытых трофеев. И беды на этом не заканчиваются. Ремонт мехов и замена компонентов в начале игры, пока вы не усовершенствуете корабль, занимает кучу времени, а раненые пилоты неделями отлеживаются в лазарете. Приходится нанимать желторотых юнцов, сажать их на покоцанные машины, и молиться, чтобы в бою удалось не слишком сильно покалечить вражеских мехов и забрать их останки себе. А также тщательно планировать маршрут межзвездных прыжков к следующему заданию — пока корабль проводит долгие дни в пути, матчасть и персонал хоть немного придут в порядок.
Но если для сюжета и стратегической части знакомство с нюансами BattleTech необязательно, в боях незнание сослужит вам плохую службу. Система крайне комплексная — каждая часть меха покрыта броней, которую надо пробить, чтобы добраться до внутренностей. Можно отстрелить руку со всем оружием, что в ней установлено, можно ногу и повалить врага на землю, критическое попадание в корпус может вызвать детонацию хранящихся там боеприпасов, а удачный хедшот так и вовсе убьет пилота и разом выведет мех из строя.
На спине и боках броня менее толстая, поэтому позиционирование в бою имеет крайне важное значение. Меха надо не только передвинуть на расстояние эффективной стрельбы, но и развернуть корпус в сторону врага и не подставить при этом тылы. Тяжелые мехи чрезвычайно живучи и опасны, но обладают низкой инициативой, и более легкие соперники успеют сделать несколько ходов, пока до них дойдет очередь. А еще они умеют прыгать, занимая выгодную позицию для снайперской стрельбы на горе или уходя от преследования.
Каждый вид оружия имеет сильно влияющие на тактику особенности. Ракеты дальнего действия можно запускать, даже не имея прямой видимости, но при стрельбе в упор они уйдут «в молоко». И хотя урон от них не очень высок, несколько залпов подряд способны опрокинуть врага просто за счет непрерывной долбежки. Средние лазеры хороши в ближнем бою и не требуют запаса снарядов, но имеют малую дальность и адски перегревают мех, и так далее и тому подобное.
Перегрев — вообще краеугольный камень боевой системы. Внутри каждого меха установлен ядерный мини-реактор, и стрельба из оружия вместе с использованием прыжковых двигателей быстро повышает температуру до критических уровней. Охладиться можно, пропустив ход или забравшись в озеро, но лучше уж пойти в рукопашную. Апперкот от стотонной машины порой наносит не меньше разрушений, чем залп из всех стволов. А иногда ничего другого и не остается, когда все ракеты и снаряды пушек потрачены, а лазеры отстрелены вместе с руками. Идем на таран!
Если бой проходит в пустыне, мехов с лазерами туда лучше вообще не брать, а вот в тундре о перегреве можно беспокоиться гораздо меньше. И не забывайте про огнеметы, урона от них совсем чуть, но раскалить вражеский мех добела они могут запросто.
Как уже говорилось, если целенаправленно отстрелить врагу ноги или удачно попасть в голову, то после боя можно заполучить его останки. Собрали три таких обмылка — и новенький мех у вас в доке, самое время заняться его обвесом. Вариантов самих мехов десятки (для людей в теме: события происходят еще до четвертой Войны за Наследие и вторжения кланов, поэтому доступны только ранние классические модели), и каждый можно перекраивать под свой вкус, с учетом тоннажа и числа точек крепления разного оружия.
И всегда помнить о балансе! Большие лазеры, например, хороши на любой дистанции и наносят приличный урон, но буквально пара залпов из них вскипятит любой мех. А автопушки большого калибра разносят врагов в клочья, но весят как половина меха и не оставляют места для какого-то вспомогательного оружия.
Продолжать можно бесконечно. Harebrained Schemes создала великолепно сбалансированную и продуманную систему, где решения на поле боя тесно взаимосвязаны и всегда аукаются в стратегической части, и наоборот. Однако игра крайне недружелюбна к новичкам жанра и своей вселенной. Многочисленные нюансы толком не объяснены, и за ручку вас никто водить не станет. Все придется выяснять методом проб и ошибок. Да и внешне ей похвастаться нечем. Это малобюджетная инди-игра на Unity со всеми вытекающими: все оттенки зеленого и коричневого, простенькие модели и сюжетные ролики в виде анимированных двухмерных картинок. Эти два обстоятельства не дают ей попасть в сонм лучших тактических игр, таких как XCOM и Jagged Alliance. Но если вы собаку съели на обоих, обязательно обратите внимание на BattleTech.
BattleTech доступна в Steam с 24 апреля.