Как-то раз Альберт Эйнштейн сказал: «Я не знаю каким оружием будут сражаться в Третьей мировой войне, но в Четвертой будут сражаться палками и камнями». И посмотрите как нам повезло: во-первых, у нас теперь есть шанс убедиться в этом на своей шкуре, а во-вторых в конце 2019 вышла стратегия, которая позволит нам заранее подготовиться к эпохе камней и палок. Dawn of Man — симпатичный симулятор жизни доисторического племени, да еще и созданный как-будто специально для зимних выходных.

Помните этот сладкий момент из старой Age of Empires: самое начало игры, каменный век, в вашем распоряжении несколько юнитов. И вы играете в первый раз, вы вообще не понимаете, что тут делать. Вот вы догадались отправить одного простофилю охотиться, а другого — собирать плоды, пока третий строит дом из дерьма и палок. Кажется, что вот так и пройдет вся игра: с острогами в руках и драках за последнюю ничейную овцу на карте. Потом начинается цивилизация и невинность дикаря сменяется расчетливостью стратега. 

Dawn of Man — это как раз попытка задержаться в этом уютном дикарстве и развить его до полноценной отдельной игры. К счастью, попытка неплохая. Концепция — примерно та же: вот тебе несколько балбесов в шкурах, вот тебе девственная планета, полная ресурсов — гадь, жри все подряд, стукай деревья, сей вокруг свое дикое семя — весь мир для тебя, человек!

Главное, что я обязан сразу сказать, чтобы вы не проклинали меня за покупку игры в «Стиме» — она скучная и довольно глуповатая. Но лично я нашел в этом свой кайф, она идеально легла на постпраздничные запросы отекшего мозга. Не хочется челленджей, не хочется драм и сюжетов. Хочется — тык на старичка, а он тебе уже как родной, всем племенем его от гиены отбивали, даром что самый ленивый мудила. И отправляешь его собирать груши. Пошел, смотрите на него, вразвалочку, да еще копье с собой взял. Зачем тебе копье, дед, груши им околачивать, или старая психотравма от гиены?

А вот женщина рыбу ловит. Давайте ее не будем тревожить, у нее сын пять минут назад помер. Я за чаем ходил, вернулся — глядь, мертвый лежит, постреленок, прямо у тотемного столба. Как так вышло? Одним духам известно. А вон мужики пещерного медведя с перепугу забили копьями. Молодцы, гордость берет за племенного мужика! Бабы на них, вон, с поволокой смотрят теперь, эдак скоро приплод в племени попрет.

Для того, чтобы сделать управление еще более ленивым и еще более напоминающим возню с аквариумом, здесь есть супер-расслабленное управление. Можно играть как смурной отец племени, у которого душа за каждого болит: каждому задание дал, каждого проконтролировал. А можно как царь-егоза, которому до людей дела нет — тычешь на ресурс и повелеваешь: в этом районе пусть палки собирают, трое; а там камень стучите, вдвоем, любые из вас, челядь. И побежали людишки, и сами все делают, а ты чай пьешь да злишься, что не успевают все твои задачи выполнить до зимы.

Для тех же, кто хочет, чтобы была историческая достоверность, есть любопытная модель развития. Племя (если не уходить за чаем слишком надолго) однажды дойдет аж до обработки металлов и сельского хозяйства. Но, к счастью, эти бездушные цивилизованные времена настанут нескоро. До этого придется преодолеть множество технологических скачков, малых и не очень. Каждое новое открытие не слишком изменяет жизнь, но в совокупности рано или поздно количество перейдет в качество, и вы обнаружите себя царьком маленького города-государства. Ну а пока ваши люди словно дети радуются изобретению горшка или пращи или приручению собаки-хулиганки. 

Хорошо в каменном веке, уют и спокойствие. Только деда жалко, конечно, пошел грушу собирать, а там его тур забодал.


Dawn of Man в «Стиме». Цена — 465 рублей.