28 июля в раннем доступе на ПК и Xbox One вышла Grounded — новая игра от мастеров ролевого жанра Obsidian, не имеющая никакого отношения к ролевым играм. Grounded — это классический выживач в необычном сеттинге. По сюжету группу детей (хотя играть можно и соло) в ходе неудачного эксперимента уменьшают до размеров муравья и они вынуждены выживать на заднем дворе дома. Звучит, как проходная дженерик-игра с единственной светлой идеей, а на деле играется бодро даже сейчас, когда контента в Grounded самый минимум. 

Символ Grounded — это пауки, и благодаря им ее можно называть хоррором. 

В «микромире» опасностей хватает, но с пауками ничего не сравнится. В игре даже есть возможность сделать их отображение более условным, чтобы не травмировать арахнофобов. Но пауки в Grounded пугают и безо всякой арахнофобии. Оказывается, не нужно никаких психоделических монстров — достаточно нарисовать огромного реалистичного паука, который горазд пообедать не только мухами, но и тобой. Он плетет мерзкую паутину в самых неожиданных местах, прячется в норе, отвратительно сложив свои восемь лапок, и нападает неожиданно — в самый неподходящий момент.  А уж как жутко он хрустит своими жвалами в темноте… Бегства от пауков — и уж тем более попытки с ними сражаться — генерируют самые яркие впечатления от Grounded. 

Но самое жестокое — от паука невозможно спрятаться. Он может отступить сам, потерять к тебе интерес… а может и не потерять. Бежишь от него в свое убежище из говна и палок (буквально), а он начинает его ломать! Легко сносит стены, уничтожает твой верстак и костерок, унижает тебя перед муравьями и спокойно уходит в свое логово. Настоящая жуть. Поэтому постройка убежища и попытка снарядить героя на бой с бестией — главное занятие в Grounded прямо сейчас. 

Отдельное развлечение, поджигающее жопу — рейды в пещеры.

В Grounded можно найти немало заброшенных муравейников, глубоких «каньонов» и прочих пещер — внутри почти наверняка будут редкие ресурсы, так что заглядывать стоит. Но от пауков в таких местах скрыться будет негде, а они там наверняка будут. Да и мощную двуручную дубину или лук на дело не возьмешь — нужно же факел чем-то держать. Вот и приходится отбиваться от монстров при тусклом свете хлипким копьем или топориком. Очень хардкорный и волнительный опыт.

Правда, шансы на успех при игре соло в таких походах ничтожны. А ставки при этом слишком высоки — если умрешь, оставишь на трупе рюкзак со всем добром. Сможешь ли ты потом до него добраться — вопрос. Можно, конечно, перед походом все из сумки выгружать, но поначалу все эти пещеры находишь случайно, когда несешь гору ресурсов в лагерь, а удержаться и пройти мимо — сложно!

Пауки — не единственная гадость, которую можно встретить в игре. Например, еще можно наткнуться на вонючих клопов. 

Воняют они в самом прямом смысле — выпускают газ, который быстро вырубает любого героя. Спасает только защитная маска, которую нужно делать из других насекомых. Брутально, но в игре вообще много чего делается из частей тел поверженных врагов! Еще нервы могут потрепать муравьи-солдаты, которые обычно таскаются целой армией. Или божьи коровки — в целом они мирно занимаются своими делами, но могут и внезапно сагриться. А иногда злить их приходит сознательно — с божьих коровок все-таки можно снять массу полезных «запчастей» для оружия и инструментов. В бою они непримиримы. И пусть это вас не удивляет — в природе божьи коровки действительно безжалостные хищники. 

Насекомых, на которых можно нарваться в Grounded, вообще много. И надо думать, будет еще больше. В этом заключена значительная доля увлекательности игры. Никогда не знаешь, на чьих челюстях ты повиснешь через пять минут. Но в то же время баланса пока нет. Некоторые гады сильны настолько, что не оставляют никаких шансов, даже когда идешь на них в лучшем снаряжении. Понятно, что игра больше заточена под кооп — вчетвером-то шансы всегда есть — но раз соло-режим тоже предусмотрен, то силу и противников и под него как-то подкручивать надо. 

При всех опасностях мира Grounded это очень уютная игра. 

Звучит как парадокс, но это так. Рубить травинки и стебельки, складывая из них теплую хибару рядом с пустым пакетом из под сока — очень медитативное и успокаивающее занятие. В целом, не считая боев, вся игра сейчас крутится вокруг убежища — потихоньку открываешь все варианты стен, лестниц, крыш и предметов обстановки, да отправляешься гриндить ресурсы, чтобы построить что-то красивое. Тот факт, что всю красоту легко могут разнести жуки и пауки (кстати, против них даже можно ставить ловушки вокруг хаты) одновременно и раздражает, и подогревает интерес. Благо в соло-режиме можно сохраняться в любой момент и в случае форс-мажора загружаться и быстренько спасать ситуацию. 

Отдельный кайф — построить сразу несколько убежищ. Основной особняк в красивом месте (я свой воздвиг на каменистом берегу «озера»), а дома поменьше в местах, куда ты регулярно носишься за ресурсами. Со временем ты запоминаешь двор и несмотря на все опасности он становится родным. Иногда специально бежишь с факелом и копьем в свою охотничью сторожку, что побегать за мухами, а потом атмосферно пожарить их на костре под звездами «в лесу». В такие моменты удивительным образом сочетается атмосфера дикого выезда на природу и просмотра классической комедии «Дорогая, я уменьшил детей». Последнее связано не только с сеттингом, но и с приятным юмором, которым пропитана игра. 

У Grounded есть задатки сюжетной игры — и разработчики, скорее всего, будут развивать ее и в эту сторону. 

Сейчас сюжетный квест всего один и проходится он буквально за полчаса. В ходе этого приключения ты узнаешь базовую информацию об опыте с уменьшением, находишь микроскопические полевые лаборатории и знакомишься с роботом по имени BURGR. Создавался он для готовки бургеров, но теперь ведет дела в полузаброшенной лаборатории. Робот выдает ежедневные задания, а за их выполнение награждает внутренней валютой. На нее у него же можно покупать новые рецепты для крафта, но выбор пока небольшой — за пару вечеров можно скупить всё. 

Другой способ получить больше рецептов — таскать в полевые лаборатории новые виды ресурсов и анализировать их в специально машине. Но опять же — открыть все возможные «чертежи» можно за пару вечеров, а то и за один, очень плотный забег. Но не забывайте, что игра в раннем доступе — сейчас это, скорее, демо, демонстрирующее задумку Obsidian.


В целом Grounded — хороший, хоть и очень стандартный по части базовых механик выживач. Охота, строительство, необходимость вовремя пить и есть, возможность отравиться и за считанные минуты потерять нажитое — все как в лучших играх жанра. Сейчас контента в Grounded часов на пятнадцать увлекательной игры и это достойно, учитывая ее сырой статус. А будущее у игры есть — несмотря на массовый скепсис (мол, Obsidian должны делать RPG, а не вот это вот), за первую неделю в Grounded сыграло более миллиона человек. Комьюнити живое, в сети полно гайдов и обсуждений. К тому же, игру не обязательно покупать — она доступна в Game Pass.