игры 2024 итоги 2024

Игра года — пожалуй, главная номинация ежегодных итогов. Мы много играем в видеоигры, мы много рассуждаем о них, нас с ними давно и крепко ассоциируют. Так уж повелось. Бывают даже комментаторы, которые называют Disgusting Men «игрожурским сайтом»! Иначе говоря, долгожданная рубрика — и для нас и, будем надеяться, для вас. И не забывайте оставлять свои комментарии, конечно же!

Пётр Сальников: STALKER 2

Stalker 2 — единственная игра за очень долгое время, выхода которой я ждал, как увлеченный геймер-энтузиаст. Искренне, преданно и с хищным, жадным предвкушением. Как обычно, до выхода не смотрел никакие материалы по игре, чтобы самостоятельно забрать из нее вообще все, что там будут давать. Релиз, ночная загрузка, подъем спозаранку. Одержимость с первых минут, почти забытая тяга в течение рабочего дня. Обязательные звонки другу — а ты там бывал? а ты вот это видел? а какая у тебя броня и где ты ее взял? Поведение, которое ранее было характерным для меня в обстоятельствах Jagged Alliance 3, до нее — при Deus Ex: Mankind Divided, еще раньше — в беззаботные деньки Morrowind. Завораживающее приключение, которое навсегда останется в памяти и личных списках лучших игр в жизни.

Делает ли Stalker 2 что-то невероятное? Переворачивает ли жанр? Предлагает что-то, чего раньше никто не ощущал от шутеров? Нет, нет и нет. Но Stalker 2 справился с главной задачей — остался собой. И это крупнейшая ценность! Потому что очень сложно оставаться собой в мире, где все дорогостоящие шутеры — это или Far Cry, или Call of Duty. Иной хейтер нет-нет да прикрикнет: «опять сделали игру 2007 года!!! ни стыда, ни совести!!!» — и будет совершенно прав, только на самом деле это не претензия. Все нормальные меченые именно этого и ждали, и мы ворвались в новую Зону изо всех сил, пропали в аномалиях, уснули на маковом поле, подверглись пси-воздействию и сидим у костра счастливые и с гитарами.

подкаст

Денис Майоров: Stellar Blade

2024 год был отличным на игры, вопреки мнению разгоняющих хейт-контент блогерам. Почти всё пройденное в этом году оставило приятные эмоции, а то и заметный след в душе. Особенно хочется выделить Silent Hill 2 — как идеальный ремейк, который не отменяет оригинал, но буквально всё делает лучше. И пару Stalker 2 и Dragon’s Dogma 2 — обе игры по-настоящему системные и ролевые, позволяющие отыгрывать роль не только строчкой в диалоги, но и действием. И обе создают настоящее приключение из любого путешествия по карте. Приключения круче (но уже постановочные) случились только в Indiana Jones and the Great Circle.

Но в этом списке хотелось бы отметить игру, за которую душа болит сильнее всего. Stellar Blade из-за своих вызывающе откровенных героинь и оффтопных срачей вокруг получила массу внимания, но не того, какого игра на самом деле заслуживает. Потому что вне споров о повесточке и свободе творчества, вне унижающих сравнений с Nier: Automata, это просто отличная игра сама по себе.

Stellar Blade — это царский ААА-слэшер. С кристально четкой картинкой и без багов. С прекрасной музыкой, которая одинаково работает и в контексте, и без него. С продуманным геймплеем, который толково перемешивает идеи Sekiro и классических слэшеров — и делает куда аккуратнее, чем Black Myth: Wukong. Её сюжет и вселенная не слишком оригинальные, но пронзительные, формирующие странный уют и тёплые воспоминания, в которых уже не находится места минусам игры (а они есть).

Да и Ева, при всей её наивности — очаровательный персонаж. И очарование это заключено не только в её формах, которые соблюдают все нужные законы физики. Но за это игру мы, конечно же, тоже любим — и очень ждём на ПК.

Владимир Самойлов: Anger Foot

Движуха, веселуха и кайфуха — так бы я обозначил в трех словах игру Anger Foot. Это Hotline Miami от первого лица, где нужно распинывать мразотных негодяев направо и налево в кислотном мире города Shit City. Здесь живут и правят преступники, а наша задача — всех их перебить и добраться кроссовок, которые по недомыслию украли у игрока полицейские-преступники.

Музыка бодрит, при этом выглядит игра балдежно-вырвиглазно, очень подходяще под динамичный геймплей. Играется Anger Foot легко и ненапряжно, самое то расслабиться вечерком на паре уровней и раздать уродцам пяткой по носу. Отличная игрушка, для меня вот прямо самое оно в этом году.

RCKTfngrs: Solium Infernum

«И царство Ада лучше райской службы»

В феврале этого года вышел ремейк малоизвестной пошаговой стратегии про борьбу архидемонов за трон Владыки Ада. Выборы в преисподней! Задумайтесь над концепцией, покрутите её в голове. 

Тёмный Владыка исчёз? Давно пора! И никакие адские бюрократы, лжецы, казнокрады и другие 10000 орущих ублюдков не помешают нам занять место Босса. Поставим недругов себе на службу, ведь, уж простите, цель оправдывает средства.

Как прийти к успеху и сесть на трон? Понравиться Адскому Конклаву. Нужен престиж, чтобы эти черти проголосовали именно за нас в конце игры. Как получить престиж? С умом отдавать приказы легионам и преторам, собирать дань с приспешников, захватывать места силы, творить волшбу. И, главное, манипулировать соперниками. За шефство над Геенной огненной выслуживаются перед Конклавом одновременно от 4 до 6 архидемонов. Впрочем, если не хотите лизать демонические задницы, захват Пандемониума-правительства (читай: военный переворот в Аду) — тоже опция. Астарот — ваш выбор. Да, архидемоны тут со своими уникальными способностями и предрасположенностями к определенному стилю игры. 

Так вот, дипломатия и прочие манипуляции! Можно и нужно требовать и провоцировать своих оппонентов, предъявлять в том числе абсурдные требования. Потому как нет ничего приятнее, чем оправданная, со всех сторон легитимная вендетта по отношению к тому несчастному, который отказался дарить вам ресурсы (души, ихор, все дела), хотя вы вежливо попросили! После такой наглости вы вольны заявить, что, допустим, через пять ходов неуважаемый Белиал потеряет своё Колесо Боли, отсчёт пошёл. Адский Конклав в этом случае обязуется начислить вам престижа. Или не начислить, если вы не выполнили условия контракта (не захватили Колесо). 

Местный Ад — однозначно упорядоченно-злой. Все согласно приказу и по регламенту. Даже жетон первого игрока, чьи действия срабатывают раньше прочих, каждый ход передаётся по часовой стрелке — таков закон Пандемониума, будьте любезны исполнять! Ну, а действия-приказы игроки отдают все одновременно. Да, это одна из тех игр с параллельными ходами, где сперва фаза планирования, а потом разрешение действий в порядке инициативы. Нередки ситуации, когда ваш приказ невозможно исполнить: нет легиона на гексе или деньги украли — и на базар не сходить. Это не недостаток, это источник того самого фана, когда сегодня ты, а завтра уже тебе.

Пересекать границы домена других архидемонов нельзя, если вы не находитесь с ними в определённых отношениях. То есть просто так взять и начать беспредел не получится. Конклавом запрещено. Но особые ритуалы и события могут повлиять на конфигурацию власти на столе. А то и ангелы с мечами огненными снизойдут на серые равнины Ада с понятно какими намерениями. Нечего было крестовый поход на врата Рая собирать десять ходов назад!

В общем, двигать уродов по гексагональной карте не менее интересно, чем в 2009-м, при этом выглядит новодел в разы приятнее. Про звук и вовсе молчу. Несколько режимов игры, в том числе мультиплеер. Погружайся, отыгрывай роль, брызгай слюной и вопи. Или не делай этого, а просто смотри на циферки и ходы. Игра глубока, необычна, элегантна и вообще «Ещё… один… ход» года.

Возлагаю большие надежды на январские, когда стану одним большим оливье и сыграю за Бельфегора против другого, не менее отвратительного мужика. Это будет прекрасно и практически без фанатизма. О многих вещах не рассказал, да это и не обзор-гайд, а восторги про игру года. Тем больше открытий чудных остаётся вам, потенциальные Вельзевулы.

Владимир Бровин: Summerhouse

2024 был для меня годом тотальной игровой импотенции. Я не играл вообще ни во что, настолько в какой-то момент начало тошнить от сидения за монитором. Даже фильмы из-за этого перестали радовать. Нуль. Дзен. Играл исключительно со своими гениталиями, если угодно. Единственное исключение — микро-игрулька Summerhouse, которая поправляла мне психику в декабре. 125 рублей стоимостью, 50 мегабайт весом!

По сути это примитивнейшая творчески-строительная казуалка. Вот вам красивые виды, вот кубики, из которых можно построить дом вашей мечты (или кошмара). К сожалению, блоков пока маловато, карт — тоже. Особо не разгонишься. Но из-за этого начинаешь изгаляться, ограничения, как известно, развивают творческое мышление. Почему бы не построить дом на дереве или в холме, как у хоббита? Лично для себя определил все это как своего рода психотерапевтическую вещицу. Почему-то лично мне больше всего нравится строить полузаброшенные панковские сквоты или максимально утлые хижины-развалюхи. Возможно, я и сам — хижина-развалюха, или заброшенный панк-сквот. Но меня это успокаивает. Лучший антистресс.

Александр Батов: Castlevania Dominus Collection

Не знаю, как именно это работает, я давно перестал удивляться, но стоит мне чего-то очень сильно захотеть, и оно сбывается. Поистине Рождественское чудо! В прошлом году, играя в многочисленные фанатские ремейки, глубоко в душе я грустил, что нет возможности полноценно насладиться играми моего детства, вышедшими на устаревшей давным-давно приставке GBA. 

И вот наконец чудо случилось: вампиры заглянули ко мне, чтобы сосать — деньги и время. Castlevania Dominus Collection отняла у меня уже часов пятьдесят и не думает останавливаться, отличный порт старых игр, удобное управление, настройки графики и сохранений.

Едва переведя дух, я получил еще один удар хлыстом по попе, вампиры даже и не думают останавливаться. Фанаты игры «Vampire Survivors» получили щедрый подарок на Хэллоуин, обретя возможность не только насладиться оригинальной музыкой, безумным количеством отсылок к старым играм, но и за весьма умеренную плату провести еще часов шестьдесят, исследуя замок Дракулы, открывая многочисленные пасхалки и персонажей.

Ну на этом то уже точно все, подумал я и… ошибся. Прямо под новый год Netflix анонсировало второй сезон анимационного сериала Castlevania:Nocturne — довольно спорный, но в целом я остался доволен. У меня есть ровно пара недель разобраться с Дракулой и его приспешниками, чтобы наконец поудобнее усесться в кресле и расслабиться, глядя, как это делают другие.