13 февраля вышел заведомо самый достоверный симулятор выживания в Средневековье — Kingdom Come: Deliverance. Эта ролевая игра рассказывает о реальных событиях Чехии XV века без всякой магии и альтернативной истории. Главный герой, простой сын кузнеца Индро, всего лишь пытается выжить в мире, обреченном на гражданскую войну, набеги половцев и эпидемии. Но пережить политические интриги — недостаточно, попробуйте для начала хотя бы научиться затачивать мечи и не умереть от голода, холода и дизентерии.

Отвратительные мужики погрузились в мир игры, прожили там три совершенно разных жизни и готовы рассказать о том, что не так с Kingdom Come, что в ней прекрасно, а что просто вызывает полное недоумение.


Виктор Зуев
Мастер выживания с перком «Запах мужика»

Я бегу, не разбирая дороги. Факел в руке освещает лишь небольшой пятачок прямо перед мной и я вижу только сплошной непролазный лес. Я знаю, что уже давно заблудился, но вынужден бежать дальше — мои преследователи не отстают. О, за мной охотится странная компания, скажу я вам. Это двое разбойников и… кабан. И я знаю точно — они заодно! На ходу пытаюсь достать меч, но путаюсь в управлении. Мне нужно нажать «лево» на крестовине или «право»? В любом случае, мой персонаж убирает факел и достает зачем-то лук. Я погружаюсь во тьму, приближается грозный топот борова. Как я попал в это дерьмо?

Я не буду слишком лукавить, если назову Kingdom Come Deliverance самой неприветливой игрой последних лет. Тебя здесь не любят и не ждут — к этому надо быть готовым. Разработчики настолько рьяно, настолько буквально решили сделать ролевой выживач в Средневековье, что даже несколько перестарались.

Это как на экскурсии в средневековом замке заглянуть в пыточную и тут же угодить в колодки:

— Эй, за что!
— А ты должен ощутить на себе все тяжести средневековой жизни!

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

И ты ощущаешь. О, эта сторона геймплея удалась разработчикам лучше всего. Ваш персонаж — безграмотный сын кузнеца, холоп, низшее звено феодальной иерархии. О чем игра не устает напоминать в лице персонажей и геймплейных элементов. Также разработчики решили, что большинство существующих RPG-механик слишком мягкие, щадящие, и надо придумать свои правила.

В результате — любое действие связано с определенными трудностями. В KCD нет ничего в простоте. Даже торговля поначалу вызывает недоумение — что, дробные числа? Да, у вас в кошельке может быть 2,8 гроша, в то время как товар стоит 0,7. Считайте! Таким образом разработчики проиллюстрировали тот факт, что люди в то время могли рубить монеты на части из-за высокого номинала.

Иногда создается впечатление, что в погоне за реализмом разработчики все-таки немного забыли о самой игре.

Задав себе целью усложнить жизнь геймерам и заставить их жить не по ролевым, а по реальным законам, разработчики пошли еще дальше. Взлом замков здесь — натуральная боль, и ваш покорный слуга просто напросто отказался от этой геймплейной части. Воровство — дурацкая мини-игра с большими рисками. Буквально за любую фигню получаешь серьезное пенальти. Оступился — хромай. Голодаешь — страдай, переел — туда же, перепил — ну понятно. И венчает это все система сохранений, где обязательно требуется выспаться. Хотя шанс мгновенного сейва все же присутствует в виде так называемого Спасительного Шнапса. Однако использовав его, ты также получаешь пенальти. Чтобы не расслаблялся.

Здесь прекрасно все, что связано с Чехией, историей, декорациями, сюжетом — и в равной степени отвратительно все, что связано с игровой частью.

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

Возвращаясь к первому абзацу — это был тот редкий пример, когда я решил именно пожить в игре, не следуя сюжету. Квест заключался в убийстве разбойников в лесу. Я выследил их лагерь и как настоящий стратег готовил нападение ночью, когда они спали. Мой гениальный план был сорван — недалеко от цели нарвался на кабана. «Ок, у нас тут Farcry-ситуация, надо вывести кабана на лагерь, создать шумиху и выйти победителем» — подумал я. Но не тут-то было. В лучших традициях RPG 90-х, люди и звери объединились. Разбойники игнорировали кабана, а тот в свою очередь ничего не замечал, кроме меня. Заплутав в лесу и запутавшись в консольном интерфейсе (он ужасен), я в очередной раз погиб. Забыв перед этим выспаться, я откинулся назад по сюжету часа на полтора. Эмоции — не описать приличными словами.

Несмотря на все вышеперечисленное, я продолжу играть. Это серьезное и самобытное произведение. Крайне смелое и уникальное. Даниэль Вавра — создатель Kingdom Come — гениальный сценарист. Со времен первой Mafia его кат-сцены не перестают удивлять и захватывать. Сюжет в KCD — выше всяких похвал.

Но я себя чувствую скорее попаданцем в теле главного героя Индро, который больше страдает от окружающего мира, чем полноценно живет в нем.


Алексей Евглевский
Лихой гусар, ценитель сабель, вин и скакунов


Kingdom Come: Deliverance сделала то, что не удавалось до этого ни одной другой RPG — она заставила меня жить в ней. И это главное что нужно уяснить пред тем, как садиться за нее: эта игра — не очередной Dragon Age или «Ведьмак», в который можно зайти на часок, побродить и выйти. В Богемии 1403 года нужно именно жить, погрузившись во весь средневековый быт с головой.

Вам придется постоянно есть, спать, а если вы не хотите, чтобы прохожие шарахались от вашего амбре, то еще и мыться в бане или хотя бы в бадье.

Голод и сон не часто донимают героя, но иногда скрученный желудок напоминает о себе гулким журчанием, и если вы не перекусите, то силы медленно покинут вас, вы не сможете отчаянно биться, быстро бегать и рано или поздно умрете.

Нищему беженцу нечем платить за еду, особенно когда его бывшие соседи, сидя в лохмотьях на грязной улице, попрошайничают. Остается только воровать, но бакалейщики зорко следят за товарами, и если уж схватят за руку, то либо отнимут последние гроши, либо бросят в каталажку, что понизит ваше здоровье и разнесет по округе дурную репутацию. Так случилось и со мной, когда я, отчаянно желая научится читать, пробрался к местному рихтаржу, предполагая по ошибке, что именно его писарь научит меня грамоте. Вместо обучения я получил сутки в сыром подвале, и все мои навыки после отсидки упали, так что следующий день я проходил не только бедным и голодным, но и слабым.

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

Отсидел из-за одной важной особенности: сохраняться можно только выпив спасительный шнапс, который стоит сто золотых (большие деньги по местным меркам). Проще говоря, каждое сохранение воспринимается как святейшее благословение, и это в корне меняет все. Отныне вы будете дорожить своей жизнью больше всего на свете, потому что смерть не только отбросит вас на два часа назад, но и заберет все деньги и вещи, что вы заработали за это время.

Когда отряд бандитов, поджидавший меня темной ночью на дороге, скинул меня с лошади, я с колотящимся сердцем убегал от них в лес, оглядываясь на злобные лица негодяев, которые выхватывал из темноты дрожащий свет факелов. С каким облегчением я выдохнул, скрывшись от них в густой чаще леса, сохранив время, жизнь и то золото, которое я с таким трудом скопил.

Удалось мне это, кстати, в том числе и потому, что я очень много бегал и получил перк «марафонец». Однако же, как было обидно, когда я, одолев трех разбойников, ввязался в драку с лучниками и почти зарубив их, умер от кровотечения, потеряв дорого нажитое имущество. Поэтому любой поход за городские стены становится испытанием и несет в себе риск, который вы принимаете с готовностью и осторожностью, как если бы были обычным сыном кузнеца, едва научившимся владеть мечом. И этот натуральный гиперреализм куда интереснее любой магии и заклинаний, потому что он позволяет пожить в таком же как наш мире, существовавшем шесть веков тому назад.

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

Отсутствие каких бы то ни было помощников еще острее заставляет это почувствовать. Натягивая тетиву, вы не увидите никакого прицела — стрелять придется «на глаз», поэтому первая охота оборачивается длительной медитацией. Вы должны сперва выследить зайцев, чья шкура сливается с деревьями, а затем, затаившись невдалеке, выстрелить, интуитивно представляя, куда угодит стрела. На первую добычу у меня ушло 15 стрел (улетевшие можно подобрать), зато шестого я подстрелил со второй попытки. Это тот редкий случай, когда не герой учится, набирая сотый левел, а вы, сидя перед экраном, учитесь лучше играть, и успех любого дела зависит не от уровня героя, а от вашего собственного умения. И то, какими навыками вы обладаете, игра учитывает, поражая количеством мелких деталей.

Однажды, гуляя по лесу, я увидел разбойника, притаившегося у дороги. Он сидел в кустах и не заметил меня. Я подобрался к нему со спины и выстрелил из лука, метя в голову, но попал в шею. Разбойник подпрыгнул от неожиданности и сиганул в лес. Я побежал следом и, догнав его, увидел, как он остановился, обмяк и упал, скончавшись, видимо, от кровопотери.

Такими деталями наполнено все — от окружения до миссий. Конюх попросил меня найти пропавшую лошадь, предложив расспросить соседей. Вместо этого я сразу направился к месту пропажи и несколько минут бесцельно болтался по округе, пока не наткнулся на смачную кучу навоза. Я побрел дальше и, плутая в лесу, то находя, то опять теряя след фекалий, нашел все-таки сбежавшее животное.

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

Если все перечисленное еще окончательно не снесло вам крышу, то вот добивающий удар: практически любую миссию в игре можно выполнить несколькими способами. Например, в одном из первых заданий, когда герою необходимо выбраться из крепости, я насчитал как минимум четыре варианта. Можно убедить главу местной стражи отпустить вас, а если он не согласится, выкрасть форму стражника и, переодевшись, договориться с местным сторожем.

Если не нашлось отмычек или вам попросту лень, можно перемахнуть через перила моста, проложенного над ямой, и сбежать вниз по склону, рискуя собственным здоровьем. А если такой экстремальный подход не устроил, просто нарушьте закон, и стражники сами выкинут вас из замка, бранясь по дороге. Подобную ветвистость я встречал практически в каждом, даже самом незначительном поручении.

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

Про грандиозный сюжет с правдоподобными, четко, логично прописанными персонажами я и говорить не буду. Каждый герой обладает характером и ведет себя соответственно с ним. Вспыльчивый пан постоянно гневается и может наговорить гадости, но, успокоившись, пожалеет об этом. Его меньший родственник, гуляка и прохиндей, легко привяжется к вам, начни вы ходить с ним по кабакам. Их реакции легко предугадать и предвосхитить, как только вы поймете темперамент человека. Некоторые, напившись, начинают рассуждать о религии, роли церкви в обществе и вообще задаются философскими вопросами, как это часто бывает с пьяными.

Если отряд, к которому вы прикреплены, готовится в путь, а вы вдруг решили сбыть награбленное, никто вас ждать не будет, они просто ускачут, и ищи их потом в поле.

Если вы, следуя за убийцей, зайдете в лагерь углежогов и расспросите каждого из них о преступнике, все они расскажут свою версию истории, добавляя к уже известным сведениям какую-нибудь маленькую, но значительную деталь, которая облегчит вам поиски. Например, что он шел вдоль реки или направлялся в лагерь по соседству. А если прокачано красноречие, то вы и молчунов разговорите, собрав еще больше информации и еще быстрее выйдя к цели.

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

К сожалению, пока не все так гладко, как хотелось бы. Версия для PlayStation 4 выглядит блекло. Красивые рассветы и закаты убивают мутные тени, текстуры домов размываются при ближайшем рассмотрении, а диалоги всегда сопровождает несколько секунд загрузки, что немного выбивает из колеи.

Все это, скорее всего, подправят с ближайшим патчем, но даже сейчас, со всеми недостатками, Kingdom Come: Deliverance выглядит наголову выше всех RPG последних лет, потому что в ней наконец-то удалось пожить. Не просто отыграть роль условного мага или воина, убивая прохожих с мыслью «а че будет, если так», а реально пожить, со всей серьезностью обдумывая свои поступки и неминуемо принимая их последствия. Тут важно понять, что таковы правила игры, и вы либо принимаете их и отправляетесь жить в Богемию XV века, либо не принимаете и лишаетесь дикого, лихого и очень опасного приключения.


Владимир Бровин
Школяр-алхимик, краснобай и пацифист


Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men
  • Обратите внимание на развитые навыки ботаники, алхимии и пьянства. Идеальный школяр!

Kingdom Come: Deliverance невероятно правдоподобна и полна тысячами нюансов, из-за которых ты начинаешь слишком увлеченно принимать все за чистую монету. Звучит довольно круто, но этот жирный плюс для многих может обернуться минусом. Реализм здесь такой, что игра бьет тебя в зубы за каждым углом и ничего не объясняет.

Перепил пива — проснулся в поле в одном исподнем — и весь следующий день будешь маяться таким похмельем, что лучше бы умер. А если на это время назначена важная миссия? Изволь садиться на коня и блевать на врагов из седла!

Засел в засаде под дождем — умер от переохлаждения (кто же знал, что надо залезть хотя бы в палатку и выпить согревающего самогона?). Пошел искать сюжетного персонажа в лесу? Ищи его час, помри по глупости и начинай все сначала. Хочешь варить зелья и раскошелился на рецепт за 500 монет (огромные деньги в начале игры)? Умница, а теперь выкуси — ты не умеешь читать, а это — отдельный навык, который надо прокачивать и учить у писарей или в монастыре! Решил заточить дорогущий меч на точильном круге — затупил его к чертям и сломал, потому что здесь это сложно и муторно, но результат впечатляющий.

В Kingdom Come ты не играешь, ты живешь в средневековой симуляции, где надо есть, пить, стирать исподнее, чтобы не вонять как варвар, и можно натурально от отчаяния пойти воровать еду, когда вдруг окажется, что денег нет даже на кусок хлеба. И то, как ты живешь эту жизнь, полностью определяет твой опыт и мнение об игре.

Kingdom Come: Deliverance отвратительные мужики disgusting men

Каждый из нас троих прошел одни и те же условные 20 часов игры. Но все пошли своим путем, и когда мы сравнили их, возникло ощущение, что у каждого была своя Kingdom Come. Виктор Зуев отыгрывал эдакого смачно плюющего на все рубаку. Он взял перк «запах мужика», после которого все местные бабы тем больше влюблены в него, чем грязнее его камзол и больше крови на его мече. Мыться в бане ему теперь просто противопоказано. В принципе, этим все сказано.

Алексей Евглевский отыгрывал настоящего гусара — ловкого и куртуазного ценителя скакунов, стремительного ездока и выпивоху (да, умение пить здесь — тоже отдельный и часто важный навык). Потратив последнее на мастерскую саблю, он врывался в толпу половцев, чтобы нарубать из них бастурму и теперь они просто бегут, едва завидев его.

Я же отыгрывал настоящего средневекового школяра — любителя книжечек, алхимика и самогонщика. При этом у моего персонажа настолько сильно развит навык краснобая, что он может заболтать хоть самого Яна Гуса.

Хотелось бы рассказать что-то про невероятную боевую систему, но за всю игру я подрался раза два, да и то по сюжету, и меня вынудили. Причем даже в этом случае можно было решить все мирно (ну, как мирно, отравить подлецам еду в котелке и подождать, пока те наедятся и умрут в муках).

Я облазил все книжные лавки и спустил все деньги на новые книги (они почти ничего не дают, просто мне хотелось прочитать все, до чего дотянутся руки). Треть игры я провел, напившись пива и лазая вдоль пойм рек, ища нужные мне растения (а в итоге прокачал выносливость — попробуй-ка сутками ходить пешком). Еще треть я провел в алхимической мастерской. Варить зелья здесь нужно совершенно как в жизни — поддерживать пламя с помощью мехов, отмечать время варки песочными часами, суетиться с травами и делать все строго по рецепту. Это тяжело, муторно, но захватывает.

  • Один из этапов приготовления зелья — варка с поддувом мехами. Запороть зелье здесь — проще простого.

Однако с зельями игра принимает иной оборот. Хотя бы по той причине, что сохраняться здесь можно только с помощью специального, дорогого и редкого, шнапса. Я же наварил себе сразу штук 30 и теперь чувствую себя неуязвимым. Пока остальные помирают в битвах, я сохраняюсь там, где мне заблагорассудится. Единственная проблема — я постоянно забываю сохраниться, потому что из-за вовлечения забываю о том, что такое вообще возможно.