Northgard — это еще один пример того, что игры, связанные с нордической эстетикой становятся слегка навязчивым трендом. Однако здесь она уместна, потому что основная тема этой стратегии — вечный дефицит всего и вся, которым славится неприветливая северная природа. При этом Northgard беззастенчиво (но удачно) играет на чувстве ностальгии. Потому что это — те же Settlers, только в скандинавский профиль.

Northgard — это простой, как жизнь в средневековой Исландии, симулятор сельского старосты, которого собственные жители вот-вот вздернут на виселице за сотни неудачных решений. Менее образно — RTS с сильным упором на экономику, в которой до войны (если она вообще случится) пройдет довольно много времени, ведь для начала нужно постараться выжить в условиях зимы, нехватки ресурсов и голода. Потом, когда все наладится, придется удариться в экспансию и заселять соседние земли, попутно борясь с вечной нехваткой рабочих рук и удаленностью захваченных земель от центра.

По сюжету игры, четыре крупных и уважаемых скандинавских клана, бороздящие воды северных морей, находят некий Нортгард, похожий на легендарную Землю Санникова. То ли сбегая от какого-то катаклизма на родине, то ли просто из жажды богатства и славы, они начинают колонизацию этого острова. Однако вскоре оказывается, что эта земля не только изобильна, но и крайне негостеприимна, да еще и полна мифических существ из преданий, с которыми лучше не пересекаться.

northgard обзор settlers отвратительные мужики disgusting men

В роли лидера одного из этих кланов («волки», «олени», «козы» и «вороны») вы должны сделать так, чтобы ваши поселенцы закрепились в этих местах и вытеснили остальных. Провернуть это не так-то просто, учитывая, что в первой же партии половина крестьян, скорее всего, передохнет с наступлением зимы, еще треть пожрут волки и драугры, а остальные будут работать настолько плохо, что к следующей зиме подготовиться тоже не удастся. Довольно мрачноватый челлендж для игры, которая выглядит настолько просто и даже казуально.

Самое исчерпывающее определение Northgard — это нордический Settlers (хоть седьмая, хоть более старые части; речь, скорее, про дух игры). Но Settlers, который обогатили атмосферой вечного дефицита. И это не просто бедность ресурсов, речь скорее о том, что вам всегда будет чего-то серьезно не хватать, как ни старайся. Приходится постоянно изворачиваться, как в те лихие дни, когда вы умудрились потратить всю зарплату за две недели до новой.

northgard обзор settlers отвратительные мужики disgusting men

При этом любопытно, что всем кланам не хватает всего понемногу, но чего-то — больше или меньше, чем остальным. Клан коз — упорные домоседы и специалисты по выживанию, которые смогут пережить впроголодь даже самые суровые зимы. «Волки» — агрессивные экспансионисты, воины которых смогут сражаться даже в метель и забрать все силой (берегитесь метелей, для «волков» это — лучшее время для нападения). «Олени» — просто мажоры, которые приехали на новые земли с кучей ресурсов (но обязательно потратят все еще до зимы, к гадалке не ходи). «Вороны» — типичные викинги — торговцы и морские грабители в одном лице.

Но есть две вещи, которых не хватает всем и всегда: земли для нового строительства и конечных ресурсов, вроде камня и железа. Вся территория острова поделена на мини-провинции, количество допустимых зданий в которых ограниченно. Так что довольно быстро Northgard начинает принуждать к болезненной и чреватой последствиями колонизации. Проблема в том, что она стоит ресурсов и, не рассчитав траты еды на освоение новой территории, можно обрести свой народ на голодание и возможную смерть.

northgard обзор settlers отвратительные мужики disgusting men

Зима, особенно с метелями, — это серьезное испытание даже для богатого и сытого клана

Попутно вам придется сражаться с агрессивными обитателями колонизируемых земель, а также искать сокровища и мегалиты, которые помогут клану получить опыт и прокачаться. В общем, развлекаться так, как и положено колонизатору.

При этом, у Northgard есть два момента, которые нужно учесть обязательно. Сейчас игра находится в раннем доступе и в ней могут быть шероховатости. Но это — честный ранний доступ: стратегия совершенно готова для одиночной или сетевой игры, но в ней вообще нет кампании, и чувствуется, что контент подъехал не в полном объеме.

Другая вещь, которая, впрочем, скорее порадует, чем раздосадует кого-то — это различные пути к победе, помимо военного: экономический, культурный и мифический (захват Иггдрасиля или врат в Хелль, например). В общем, в этом смысле все как в Civilization, но в сетевой игре, понятное дело, все все равно будут пытаться победить огнем и мечом. А вот с этим у Northgard все не слишком хорошо — она, все же, про экономику и выживание, тогда как война здесь — просто придаток того и другого.

При этом Northgard, несмотря на все свои игровые вызовы и вечный экономический кризис, очень проста и понятна. В ней гораздо меньше стресса, чем в Banished или в недавней Life is Feudal: Forest Village. Такое, вот противоречие: мыши съедают припасы, крестьяне дохнут от холода без дров, все горит, враги не дремлют, но при этом она невероятно умиротворяет и пробуждает уютную ностальгию по старым добрым Settlers.

Northgard доступна в Steam.