25 сентября 2018 года на PC вышла Pathfinder: Kingmaker — ролевая игра по правилам настольной системы Pathfinder, созданная российской студией Owlcat Games. Это во многом исторический случай: Kingmaker — первая игра по мотивам популярной настолки, ее авторы раньше работали над «Проклятыми землями» и Silent Storm. Помимо того, что это еще одна олдскульная RPG, которая автоматически дернет за нужные нервные окончания тех, кто любит Baldur’s Gate, Kingmaker — прецедент сразу на нескольких уровнях.

После восьми часов в Украденных землях Disgusting Men рассказывает, почему на Pathfinder: Kingmaker стоит обратить внимание.

Pathfinder Kingmaker

Необходимость водить глазами буквально по всему экрану сначала несколько обескураживает (куда нажать-то?!), но потом привыкаешь. Бывало и хуже!

Это классическая ролевая игра, но в 2018 году

Обычно этими словами описывают то, что мы видели в Pillars of Eternity или Wasteland 2: все выглядит так, будто вы снова вернулись на 20 лет назад и играете далеко не в лучшее из того, что тогда вышло. Kingmaker очень похожа на такую игру: многословные меню выбора характеристик, от количества мелких элементов интерфейса разбегаются глаза; суматошный бой в изометрической проекции с злополучной активной паузой — эту систему в одном из недавних эпизодов подкаста мы справедливо окрестили «сучьей свалкой».

Pathfinder Kingmaker

Тем не менее, по сравнению со своими соседями Kingmaker гораздо более дружелюбная, понятная игра и аккуратная игра. В ней сохранены все характерные черты жанра, но при этом не возникает ощущения, что с таким же успехом можно было бы еще разок пройти Icewind Dale. Да, на создание персонажа можно потратить сутки реального времени, но можно управиться и за полчаса, если у вас нет желания вчитываться в описание каждой мелкой способности и создавать персонажа как в последний раз.

Тут все очень хорошо написано

Pathfinder Kingmaker

Арт Kingmaker полон деталей и выполнен на очень высоком уровне.

В создании Kingmaker принял участие Крис Авеллон, культовый геймдизайнер и сценарист, послужной список которого состоит из лучших RPG на свете. Хотя, признаться, само по себе его имя мало что значит. Важнее, что авторы Kingmaker не ставили перед собой цель, простите, заманать игроков подробностями этого выдуманного мира.

Это хай-фэнтези, не очень оригинальное, но зато крайне доступное. Нимфа просит спасти лес от инфекции, уничтожающей растения. Смотритель форта просит избавить окрестности от разбушевавшегося кабана. Кобольды объелись волшебного редиса и валяются на поляне — их можно обманом отправить на корм варгу, который в обмен на ужин поделится координатами клада. Все это излагается очень ровным и опрятным языком без заносов в импозантную боевую фантастику и юморок уровня первой Original Sin. Если вы хотите получить удовольствие от приключений и не готовы продираться через совершенно, в общем, необязательный и перегруженный всякой заумной небывальщиной текст, Pathfinder отнесется к вам с пониманием.

Здесь нашлось место не только традициям Baldur’s Gate,
но и духу Fallout

Саундтрек Pathfinder: Kingmaker выполнен в лучших традициях ранних игр BioWare, хотя на самом деле эти каноны были заложены еще в экранизациях книг о Конане. Сравните заглавные темы первого Baldur’s Gate, Kingmaker и «Конана-варвара». Общность, разумеется, чувствуется не только в музыке. Не забывайте, что система Pathfinder — конкурент Dungeons & Dragons. Где конкуренция, там и единообразие: Coca-Cola и Pepsi, Samsung и Apple, Pathfinder и D&D.

Pathfinder Kingmaker

В Kingmaker удивительно уютные локации. Есть и красочные места, как на этом снимке, но стилистически палку тут не перегибают. В 4K Kingmaker выглядит ровно так, как на официальных скриншотах от разработчиков.

Но в Kingmaker есть то, чего остро не доставало многим: свобода слова, из-за которой седоусые хардкорщики скучают по старым частям Fallout. Практически любой диалог можно в любой момент развернуть в русло грубейшего наезда, нахамить на ровном месте. Вести себя как конченная мразь можно и вне диалогов. И, хотя игра предлагает выбрать характер героя при его создании, он меняется в зависимости от принятых в игре решений. Придя этот в мир хаотично-добрым хулиганистым колдуном, я за один только пролог наломал столько дров, что в поход со мной пошли только наглухо отмороженные авантюристы.


Не помню, когда я последний раз играл вообще во что-то семь часов в течение одного дня. Когда стримил игру больше четырех часов. Впереди изучение механик управления королевством и, судя по глобальной карте, не один десяток часов путешествий и битв. Несмотря на ожидаемые знаки препинания, Kingmaker держит классный темп и не торопится отпускать. Окончательные выводы сделаем позже. Если остались какие-то вопросы — не стесняйтесь задать их в комментариях.


Pathfinder: Kingmaker в продаже с 25 сентября 2018 года. Игра без DRM-защиты доступна на GOG.com.